Психологические аспекты самосознания подростков
Одна из самых серьезных проблем подросткового возраста - несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением - с другой.
Важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира, круга общения, групповой принадлежности ребенка.
Происходит становление нового уровня самосознания, которое выражается в стремлении понять самого себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свои отличия.
Подросток остро ощущает, что он уже не ребенок, и требует от окружающих признания своей взрослости, а также того, чтобы с ним обращались как с взрослым и, если этого не происходит, он начинает протестовать. Протесты могут выражаться двумя способами:
- проявление строптивости, непослушание, открытая конфронтация;
-проявление приспособленчества, формальное подчинение, скрытое неподчинение.
Чувство взрослости влияет на социальную активность подростка, его мироощущение и переживания, в результате чего он начинает деть что-то реально полезное, социально признаваемое, его более восприимчивым к усвоению норм, ценностей, способов поведения и выхода из различных ситуаций в мире взрослых.
Подростки очень чувствительны к внешней оценке и обратной связи. У многих можно наблюдать склонность к своеобразной театрализации собственной жизни: они как бы постоянно находятся на сцене, представляют, как выглядят со стороны, играют, подают себя, как бы смотрят на себя чужими глазами. Их самооценка формируется одновременно с учетом оценок окружающих и внутренних критериев.
Для воспитанников младшего подросткового возраста характерно развитие волевых черт характера - настойчивости, упорства в достижении цели,
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>