Психологические аспекты самосознания подростков - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 138
  • Скачиваний: 15

Психологические аспекты самосознания подростков

 

Одна из самых серьезных проблем подросткового возраста - несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением - с другой.

Важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира, круга общения, групповой принадлежности ребенка.

Происходит становление нового уровня самосознания, которое выражается в стремлении понять самого себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свои отличия.

Подросток остро ощущает, что он уже не ребенок, и требует от окружающих признания своей взрослости, а также того, чтобы с ним обращались как с взрослым и, если этого не происходит, он начинает протестовать. Протесты могут выражаться двумя способами:

- проявление строптивости, непослушание, открытая конфронтация;

-проявление приспособленчества, формальное подчинение, скрытое неподчинение.

Чувство взрослости влияет на социальную активность подростка, его мироощущение и переживания, в результате чего он начинает деть что-то реально полезное, социально признаваемое, его более восприимчивым к усвоению норм, ценностей, способов поведения и выхода из различных ситуаций в мире взрослых.

Подростки очень чувствительны к внешней оценке и обратной связи. У многих можно наблюдать склонность к своеобразной театрализации собственной жизни: они как бы постоянно находятся на сцене, представляют, как выглядят со стороны, играют, подают себя, как бы смотрят на себя чужими глазами. Их самооценка формируется одновременно с учетом оценок окружающих и внутренних критериев.

Для воспитанников младшего подросткового возраста характерно развитие волевых черт характера - настойчивости, упорства в достижении цели, в умении преодолевать преграды. При этом у многих мальчиков явно проявляется сознательное стремление к развитию своих волевых качеств. Возникает критичность сознания, они видят недостатки в поведении, в деятельности взрослых, особенно пристрастно относятся к родным и педагогам, подмечая все их промахи. Важной особенностью для их сознания является потребность в доказательствах, они ничего не хотят принимать на веру.

Взаимоотношения между подростками складываются уже товарищеские и дружеские и строятся по нормам взрослой морали, товарищества и дружбы.

Неизбежным, естественным и нормальным является появление у подростков полового влечения и соответствующих мыслей, чувств, переживаний, специального интереса к противоположному полу.

Важнейшим психическим новообразованием этого возраста является внимание к противоположному полу, и педагоги должны относиться к этому бережно, без особой тревоги, но внимательно, чтобы не допустить у воспитанников появления извращенных интересов и переживаний. Следует использовать метод переключения внимания подростков на другие интересы: спорт, общественно полезная работа и т. д.

Интимно-личное общение сверстников становится в этом возрасте главнейшей потребностью и важнейшим фактором развития их самосознания, морально-мировоззренческой и эмоциональной направленности.

Средний подростковый возраст имеет много особенностей, которые могут вызвать негативные отношения между подростками и взрослыми. Но если организовать взаимоотношения взрослых с подростками разумно, с учетом их новых потребностей, возникшими психическими новообразованиями, то никаких особых негативных явлений может и не возникнуть, и этот период станет значительной вехой в нравственном, морально-мировоззренческом становлении личности.

В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности, однако мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми подросток руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивости, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни.

Основное внимание в работе с подростками следует уделять развитию самосознания - формированию чувства собственного достоинства и уверенности в себе, укреплению чувства взрослости, а также формированию интересов и мотивации учения.

В связи с тем, что у подростков возрастают познавательная активность и любознательность, начинают появляться вопросы нового содержания. Их начинают волновать проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и остросоциальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Большой интерес вызывает человек во всех его проявлениях, значительное место занимают вопросы, имеющие личностный смысл.

Происходит становление доминирующих интересов, начинают проявляться профессиональные намерения.

Важным компонентом системы профессиональной ориентации воспитанников является профессиональное просвещение – знакомство с различными профессиями, условиями труда, требованиями, предъявляемыми профессиями к психофизиологическим качествам личности, способами и путями их получения, оплатой труда и т.д.

Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом, нужно избегать всякого рода нажима, так как неумелое давление на воспитанника может привести лишь к окончательной потере интереса к данной профессии. Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению - связь с его жизнью.

Большинство подростков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют. Все больше становится подростков, не желающих связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще.

Идеал честного труженика перестал быть привлекательным.

Педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни. Свободный выбор занятий по душе, предметов для изучения создает благоприятные условия для самовыражения, отстаивания значимых для подростка убеждений, взаимопонимания со сверстниками и взрослыми, то в конечном итоге должно главным образом сказаться на формировании нравственных и социальных качеств.

Выбор профессии - это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: