Особенности развития самооценки у дошкольников с задержкой психического развития из полных и неполных семей
Самооценка занимает центральное место в процессе развития самосознания, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности. Самооценка - это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику, осознание своего места среди людей. При этом она включена во множество связей и отношений с другими психологическими образованиями, каждый из которых вносит свой вклад в её формирование и вместе с тем направляется её непосредственным воздействием. Вопросами изучения самооценки занимались А. В. Захарова, В. В. Столин, Р. Бернс, О. Н. Молчанова, Н. И. Сарджвеладзе, Г. А. Урунтьева, В. И. Лубовский, Л. В. Кузнецова и другие.
В дошкольный период самооценка ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) интенсивно развивается. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка со взрослыми (В. И. Лубовский). Вследствие отсутствия (ограниченности) адекватного знания своих возможностей ребенок первоначально на веру принимает его оценку, отношение и оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей. Элементы самостоятельного представления о себе начинают формироваться несколько позже.
Изучением самооценки у детей с ЗПР занимались В. И Лубовский, Н. Л. Белопольская, Р. Д. Тригер, Л. В. Кузнецова. Актуальность этой проблемы состоит в том, что не смотря на имеющиеся исследования самооценка у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста в зависимости от того, в каких семьях они воспитываются не изучена.
В связи с этим мы поставили цель - изучение психоло
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>