цель - изучение психологических особенностей самооценки у старших дошкольников с ЗПР из полных и неполных семей по сравнению с нормально-развивающимися детьми из полных и неполных семей.
Объект исследования – самооценка детей 5-7 лет.
Предмет исследования - психологические особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР из полных и неполных семей.
Гипотеза:
- Самооценка детей с ЗПР старшего дошкольного возраста по адекватности не отличается от самооценки детей, развивающихся в норме.
- Существует зависимость особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста от состава семьи.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать современное состояние проблемы изучения и диагностики самооценки у старших дошкольников.
- Выявить психологические особенности и зависимость самооценки у детей с ЗПР и нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста от состава семьи.
Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений «Детский садик № 23» и «Детский садик № 103» города Чебоксары Чувашской Республики.
В исследовании приняло участие 30 детей 5-7 лет, из них 10 детей с ЗПР и 20 дошкольников развивающихся в норме. Испытуемых с нормальным развитием из полных семей 16 и из неполных 4. Детей с ЗПР из полных семей 6, из неполных 4 детей.
Для реализации поставленных задач были применены следующие методики «Лесенка» (В.Г. Щур) и Дембо–Рубинштейн, модификация А.М. Прихожан.