Чевачина Галина Александровна, преподаватель фортепианного отделения МБУ ДО Детской школы искусств  8 г. Ульяновска
«Основные способы и приемы работы над гаммами»
 Для достижения технического развития необходимо вырабатывать технические и слуховые навыки. Техническое мастерство учащегося достигается при регулярной работе над гаммами, упражнениями и этюдами. 
Изучение гамм помогает ученику:
овладеть основными формулами фортепианной техники;
развить ладовый, мелодический, гармонический слух;
развить двигательный аппарат, вырабатывая пальцевую четкость,
ровность, беглость, выносливость, независимость и самостоятельность пальцевых движений;
освоить закономерность аппликатуры;
расширить музыкально-теоретические знания (понятия лад, тональность, аккорд, интервал);
ориентироваться на клавиатуре. 
Если ученики играют гаммы без интереса, то преподавателю необходимо заинтересовать ученика, применяя при разучивании гамм разнообразные приемы, а главное донести смысл о необходимости изучения гамм. 
При работе над гаммами главное - научиться соблюдать ритмическую и звуковую ровность. Затем исполнять её в разных темпах, с постепенным ускорением или замедлением, пальцевым или кистевым staccato, legatissimo, crescendo и diminuendo, forte и piano, помнить о выразительности звучания. 
Наряду с артикуляционными, динамическими, темповыми вариантами при работе над гаммами полезно применять и ритмические варианты, например исполнение с остановкой на тонике, в пунктирном ритме. 
Основные способы работы над гаммами:
1. Проиграть гамму на forte, в умеренном темпе, приемом portamento. Задача - добиться глубокого, сочного, мягкого, благородного звука. 
2. Проиграть - «пропеть» гамму так, как если бы ее играли скрипач или виолончелист,
		Страницы: 1 | 2 | 3 > >>
