За всю историю русского языка было сказано достаточно чудесных слов о красоте и величии русского языка поэтами и писателями.
Я бы хотела привести слова А. И. Куприна: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью…» Владение языком не ограничивается только знанием правил правописания и грамотностью человека. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), отмечается, что младшие школьники должны не только освоить систему знаний о языке, овладеть орфографическими умениями, но и развить позитивное эмоционально–ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; а также пробуждение познавательного интереса к языку, стремлению совершенствовать свою речь.
Система формирования у младших школьников ценностного отношения к русскому языку реализуется поэтапно на протяжении всего процесса обучения. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования представлены предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. В результате обучения русскому языку у учащихся формируются ценностные представления о русском языке: русский язык – это явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; государственный язык Российской Федерации; средство межэтнического и международного общения.
Основа овладения обучающимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к русскому языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и на дополнительных внеурочных мероприятиях по русскому языку. Хорошо организованные и систематические дополнительные мероприятия по русскому языку дают возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные обучающимися на уроке, с другой – глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить обучающихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить всё, что интересует детей, и всё то, что необходимо для практического овладения русским языком.
Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов. Чёткое планирование внеурочной деятельности с определением конечных результатов позволяет, во-первых, четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания; во-вторых, целенаправленно разработать содержание и выбрать необходимые средства, организационные формы воспитательной работы; в-третьих, прогнозировать результаты своей деятельности.
Внеурочная деятельность школьников может реализовываться через различные формы мероприятий. Это позволяет педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. Сочетание различных форм внеурочных мероприятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.
В современном мире ребёнок часто окружён неграмотной речью, исковерканным использованием тех или иных слов, поэтому учителю необходимо в первую очередь самому владеть русским языком и русской речью, стараться не допускать ошибок и уметь мотивировать своих учеников к устранению ошибок в их собственной речи.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что соблюдение конкретных педагогических условий, во-первых, способствует развитию личности младшего школьника, во-вторых, помогает педагогу правильно организовать внеурочное мероприятие, в-третьих, повысить интерес учащихся к такому учебному предмету, как русский язык.