Методическая разработка по теме
«Интерактивные методы развития критического мышления»
Тему «Интерактивные методы развития критического мышления я предлагаю рассмотреть на примере такого метода интерактивного обучения как игра. Почему игра?
Во – первых, игра для детей естественная форма существования. Во – вторых, в игре ребенок раскрывается иначе, проявляет свои способности, в то время как на уроке он может оставаться двоечником – хулиганом, в игре он может стать лидером и принимать важные решения. Для учителя игра – метод обучения, который меняет обычный формат урока и делает его нестандартным, повышая познавательный интерес школьников.
Если говорить об интерактивном обучении, где активную роль играют ученики, они ставят цели, планируют действия, оценивают результаты, делают собственные выводы. Игра – форма обучения, которая позволяет проявить детям подобную активность. Таким образом, критическое мышление, как способность анализировать, сравнивать, делать выводы и применять полученные знания для решения практических задач, развивается в процессе игры во время активных действий ее участников.
Рассмотрим особенности образовательных игр, их признаки и основные типы на примере уроков обществознания
Итак, особенности образовательных игр. Во – первых, игра должна проходить в смоделированных условиях, но близких к реальным, ее участники должны прожить конкретную ситуацию в игре. Во – вторых, в игре нет отстраненных участников, как например, на уроке, т.к. игра связана с эмоциональными переживаниями, которые побуждают участников мыслить и действовать. В – третьих, ошибки в образовательной игре не только допустимы, но и желательны, важно, чтобы в игре ученики учились на собственных ошибках и делали личные выводы, получали знания, которые могли применить в реальной жизни, т.е. игра должна быть практико – ориентированной и содержать не только практические задания, но и задания – ловушки.
Признаки игры:
- Участники – ученики. Именно для них учитель разрабатывает сценарий игры. Учитель определяет тему, ставит образовательные цели, составляет задания, моделирует ситуацию, при этом учитывает реальные возможности и интересы школьников, для того, чтобы игра, действительно, оказалась для них интересной, и дети согласились в нее играть. Многие учителя проводят игры для закрепления знаний и отработки практических навыков, но эффективней применять игру для открытия новых знаний. Например, во время проведения деловой игры «Выборы» ученики 10 класса работали в «Избиркоме», отвечали за организацию выборов, за создание избирательных участков, регистрацию кандидатов, и для выполнения данных заданий самостоятельно изучили Законы «О политических партиях» и «О выборах депутатов Рязанской областной Думы». После изучения действовали сами и организовывали действия других участников в соответствии с данными нормативно – правовыми актами.
- Главная цель – то, ради чего дети участвуют в игре (победа, самореализация и т.д.)
- Условность (виртуальность) – конкретная жизненная ситуация, в которой проходит игра (например, выборы депутатов регионального парламента, проведение собеседования работодателем на соискание должности «менеджера по сбыту»).
- Правила – модель поведения, которая объясняет участникам, что и как надо делать. В деловой игре «Выборы» старшеклассники проводили съезды партий, где утверждали списки кандидатов, вели предвыборную агитацию, печатали агитационные материалы, писали программы для кандидатов, встречались с избирателями, участвовали в голосовании.
- Соперничество – интрига, конфликт игры. Игра должна захватывать, в условиях столкновения с несколькими проблемами, требующих быстрого решения, участники начинают нестандартно мыслить и действовать, что и пробуждает их к развитию критического мышления.
- Удовольствие – от успеха, победы, общения, но главное от столкновения с неожиданностью, с нестандартной ситуацией, когда у учеников появляется масса идей, они их анализируют и принимают решение, за которое и осознают ответственность (например, во время игры «Выборы» были заранее спланированы провокационные ситуации, ставящие участников в тупик).
- Начало и конец игры. В начале игры учитель объясняет правила, проводит предварительные встречи. В конце подводятся итоги, проводится рефлексия, учитель отмечает достижения каждого участника и благодарит всех.
Основные типы образовательных игр
- Деловые игры, в них участвуют команды. Игра связана с решением конкретной проблемы, условия данной игры максимально приближены к реальным, что требует предварительной и детальной подготовки. В деловой игре «Выборы» старшеклассники решали проблему факторов, влияющих на выбор избирателя, находили проблемы развития региона и пути их решения.
- Ролевые игры, в них играют участники – одиночки. Такие игры связаны с отработкой конкретных действий, например, в ролевой игре «Собеседование» один участник – работодатель ведет собеседование с несколькими соискателями на одну должность и только с одним подписывает трудовой договор, затем участники меняются ролями.
- Разминочные игры – не требуют много времени и проводятся для активизации класса. Например, игра «Сделай иначе», когда ученик, отвечающий у доски, получает карточку с терминами, значение которых он объясняет для одноклассников, называющих эти термины. Таким образом, устанавливается коммуникация ученик – одноклассники – учитель и развивается мышление всех участников. Игра «Верю и не верю». Учитель чередует ошибочные и верные суждения, а ученики решают, на сколько они верные, и произносят или поднимают карточки с надписями «Верю» или «Не верю». Игра «Путешествие в будущее». Старшеклассникам предлагается написать политическую программу для партии, участвующей в выборах в 2040 году. Задание заставляет анализировать, сравнивать, прогнозировать политическое, экономическое, общественное развитие нашей страны.