Модель развития познавательной активности
В разработанной модели уровни потребностей познавательной активности приведены в соответствие с уровнями в иерархии А. Маслоу и на основе концепции личностно ориентированного обучения (ЛОО) А. А. Плигина выстроена теория поэтапной актуализации познавательных потребностей всё более высоких уровней. Условием развития познавательных потребностей в ЛОО рассматривается принятие учащегося таким, какой он есть, применение педагогических техник: присоединения к внутреннему состоянию и подкрепления обучения (табл. 1).
Таблица 1.
Методы реализации потребности учащегося в безопасности образовательной среды
Базовые потребности учащегося
Действия учителя (реализуемые методы и формы обучения)
Мотивы деятельности учащегося
Деятельность учащегося
Потребность в безопасности
Принятие ребёнка таким, какой он есть
Присоединение к внутреннему состоянию
Позитивное подкрепление
Ощущение комфортности, моральной поддержки Стремление реализовать себя в комфортной учебной среде Положительные эмоции, удовлетворённость от деятельности
Готовность к познавательной деятельности
Активная познавательная деятельность
Активизация познавательных усилий
Развитие репродуктивно-подражательной активности (1-й уровень познавательной активности) реализуется на основе принципа наглядности, с усилением, как эмоциональной составляющей информации, так и рациональной значимости предмета "биология" в жизни учащегося. Выверенная методика и специально организованная познавательная деятельность учащихся обеспечивают перевод внешних образов во внутренний план и формирование представления об изучаемом явлении, являющегося основой для формирования понятий.
Эмоциональный к
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>