Мастерство М. А. Шолохова в романе "Тихий Дон".
Цель урока: проверить знания учащихся, подготовиться к сочинению.
Оборудование урока: тексты романа, записи в тетрадях, критические материалы по творчеству Шолохова.
Ход урока
I. Работа по группам (2 -- 3 человека) по вопросам
1. Образ Дона в романе.
2. Языковая стихия в "Тихом Доне"
3 Роль внутренних монологов в характеристике Григория.
4. Своеобразие и роль пейзажа в романе.
5. Сопоставление романов Л. Н. Толстого "Война и мир" и М. А. Шолохова "Тихий Дон".
Материал для 2-го вопроса
Уже в "Донских рассказах" определился шолоховский слог, которому присуща земная, предметная основа, индивидуальное видение, символическая и лирическая окрашенность, живая разговорная речь.
Тончайших оттенков цветопись: замшелые в прозелени меловые горы, перламутровые ракушки, вороненая рябь Дона, полынная проседь, бурый придорожник (все это на первых страницах романа). Шолохов одухотворяет природу: галька "нацелована волнами"; пользуется метафорой: "стремя Дона перекипает под ветром", марево -- "текучее". Шолохов сжимает фразу, делает ее энергичной и компактной. Вместо очевидного "Мелеховский двор стоял на самом краю хутора" -- "Мелеховский двор -- на самом краю хутора", вместо логичного "На восток, за гуменными плетнями из краснотала" -- ". . . за красноталом гуменных плетней". Далее -- "полынная проседь" -- вместо предмета впереди стоит его признак.
Далее в романе почти импрессионистские по словесной живописи образы: "Над степью -- желтый солнечный зной", "белый неумолчный перепелиный бой", "разметывалас
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>