Концептуальный анализ на уроках литературы в старших классах

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>

Бакулина Ю. Б. ,
учитель МБОУ СОШ 66 г. о. Самара,
кандидат филологических наук
Концептуальный анализ на уроках литературы в старших классах
Концепт – понятие многогранное и многоаспектное, которое затрагивает как проблемы лингвистики, так и сферу литературоведения, математики, логики. Данный термин определяется как «мыслительный образ, стоящий за языковыми знаками, означаемое языкового знака» 2. Иными словами, под концептом понимают в лингвокультурологии «содержательную сторону словесного образа» 10, которая имеет прочную основу, мотивированную духовной, умственной, материальной и общественной жизнью человека, народа в целом, этноса, нации.
В настоящее время разработана целая система подходов к изучению концепта: логический, предполагающий изучение данного термина как логической единицы языка; когнитивный, реализующий рассмотрение вопросов структуры, типов, способов представления (репрезентации) концептов, их восприятия; лингвокультурологический, направленный на освоение концепта как элемента культуры, или, согласно мнению лингвиста Ю. С. Степанова, как «основной ячейки культуры в ментальном мире человека» 6. Именно с позиции лингвокультурологии мы и будем анализировать понятие «концепт» в данной статье, целью которой предполагается изучение принципов использования возможностей концептуального анализа на уроках литературы в старших классах средней общеобразовательной школы.
Актуальность подобного исследования не вызывает сомнений, поскольку обращение к концептуальному анализу помогает обучающимся развивать логическое мышление, творческие способности, воображение, «культурную» память, активизировать мыслительные процессы. Концептуальный анализ данных «сгустков культуры в сознании человека» 6 способствует расширению культурного кругозора уче

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: