Художественная философия А. П. Чехова
Гасанова Гульнара Курбанмагомедовна
студентка 4 курса группы В-52
Филиал ГБОУ ВО "Ставропольский государственный
педагогический институт" в г. Будённовске
Выражение "философия Чехова" кажется несколько неясным. Проблема философского исследования взглядов писателя не только не решена, но во многом еще не поставлена. Философия в литературе и философия самой литературы моги бы стать дисциплиной необычного исследования и историками литературы, и ее критиками и теоретиками. "Художественная философия" - категория не оценочная, а аналитическая. Она характерна любому писателю. Философия не предмет изображения, а установленные принципы видения и отражения реальности в художественном образе. Речь может идти только о степени ее своеобразия и оригинальности.
Творчество Чехова кажется менее подходящим для подобного аспекта изучения. Современные критики были убеждены, что никакой идеологии, никакой "общей идеи" у Чехова нет. Когда после смерти Чехова появилась статья С. Булгакова "Чехов как мыслитель", критик М. Неведомский моментально отреагировал на нее: "Если бы я был на месте Булгакова и писал бы статью на тему "Чехов как мыслитель", я бы ограничился пятью словами: "Чехов совершенно не был мыслителем".
Но уже при жизни писателя и особенно после его смерти понемногу набирало силу иное мнение о Чехове: художественный мир писателя вовсе не "случайность", его взгляд на действительность не эмпиричен. За многообразием героев, внешней мозаикой его повестей и коротких рассказов стоит большая и глубокая мысль о мире, "общая идея" особого свойства, но абсолютно сопоставимая с идеями Толстого, Достоевского, всей
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>