Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и литература деятельность - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 146
  • Скачиваний: 1

Русская литература.         11 класс.                                                                

 

Тема. Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и литературная деятельность.

Цели:  освоение биографических сведений о поэте;

            понимание роли и месте М. Цветаевой в русской литературе ;

            выработка умений и навыков выразительного чтения , умения выделять главное и    важное   по изучаемой теме:

            развитие устной  связной речи , мыслительной деятельности, навыков     конспектирования ;

            осуществление   на примере писателя  патриотического воспитания   и    стремления       учиться   и  совершенствоваться.

Оборудование , наглядности , раздаточные материалы : альбом , буклет , опорная схема.

                                                 Ход урока

     !. Проверка знаний и умений , навыков уч-ся.

  1. Выразительное чтение уч-ся стих-я «Шаганэ ты моя , Шаганэ!»
  2. Чтение уч-ся наизусть ст-я.
  3. Блиц – опрос.

а/  Когда и где родился С. Есенин ?

б/  Кому он был отдан на воспитание ?

в/   Какое воспитание давали дед идядья Есенину ?

г/ Когда он начал писать стихи ?

д/   К какому времени он относит сознательное творчество ?

е/   Кто был первым учителем  С. Есенина в поэтической жизни ?

ж/ Где он проучился всего 1,5 года ?/в институте Шанявского/

з/ Какая тема стала главной темой его лирики до конца жизни ?/ тема Родины/

и/  Какая главная тем стих-я «Письмо к  матери»?

 й/  Где хотел побывать Есенин ?

 к/  Какой цикл стихов написал Есенин  под впечатлением этой страны ?

 л/ Какое настроение и чувство выражает поэт в этом стихотворении?

 м/  Какие темы затронуты в стихотворении ?

  н/ В чем причина стлоь широкой популярности стихов Есенина ?

!!.Усвоение  нового материала.

1.Сообщение темы и цели урока.

2.Слово учителя /показ альбома ,рассказ по буклету, использование опорной схемы.

Эпиграф к уроку .

Грех не в темноте , а в нежелании света, не в непонимании , а в сопротивлении пониманию...   

                                                                                                                М. Цветаева

В жизни всегда должно быть стремление и искание , без них смерть.                                                                                                                                

                                                                                                             С. Есенин.

           Хроника жизни и творческого пути.

. « Родилась 26 сентября 1892 года в Москве. Отец – Иван Владимирович Цветаев – профессор Московского университета , основатель и собиратель Музея изящных искусств, выдающийся филолог.Мать – Мария Александровна Мейн – страстная музыкантша , страстно любила стихи и сама их писала.Страсть к стихам - от матери, страсть к работе и природе – от обоих родителей.

Первые языки : немецкий и русский, к семи годам – французский.Любимое занятие с четырех лет – чтение ,, с пяти лет – писание.Все № что любила ,- любила до семи лет , и больше не полюбила ничего . Сорока семи лет от роду скажу , что все , что суждено было мне узнать,- узнала до семи лет , а все последующие сорок – осознавала...

 Первая школа – музыкальная школа , куда поступаю  в неполные шесть лет.Следующая – четвертая гимназия , куда поступаю в приготовительный класс...

  Осенью 1906 года поступаю в интернат московской гимназии Фон-Дервиз. Пишу революционные стихи.

В 1910 году издаю первую книгу стихов – «Вечерний альбом»- стихи 15,16,17 лет.

В 1911 году знакомлюсь со своим будущим мужем –Сергеем Эфроном , которому 17 лет и с которым уже не расстаюсь.Замуж за него выхожу в 1912 году.

Далее уч-ся читаютст, «Цветаева о себе» сами.

Чтение ст. «Начало творческого пути» уч-ся.

3.Беседа.

а/ Что вы узнали о Марине Цветаевой из ее автобиографии  ?

б/  Какую роль сыграла в становлении личности М.Цветаевой ее мать ?

 в/ Как относится поэт к родному дому ?

!\/. Подведение итогов , задание на дом , комментирование оценок.

 Подготовиться к чтению и беседе по содержанию жизни и тв. пути М. Цветаевой.

 Выучить ст-е «Начало творческого пути».

 

Тема. Стихотворения и поэмы М. Цветаевой.

Цели : освоение содержания стихотворений,привитие навыков  анализа стихотворений;

 развитие выразительного чтения , устной речи ;  воспитывание в уч-ся  чувства верности долгу, верности в любви, чувства ответственности.

Оборудование, наглядности, раздаточные

материалы : классная доска , иллюстрации,тесты- карточки.

                      Ход урока.

!. Проверка знаний , умений и навыков уч-ся.

  1. Проверка выразительности или техники чтения/ 2-3 уч-ся/
  2. Игра «Шаг за шагом».

1/    Когда и где родилась Марина Цветаева ?/ 26 сентября 1892 года в Москве/

2/   Кем был отец М. Цветаевой ?/ Иван Владимирович Цветаев- профессор Московского университета, основатель и собиратель Музея изящных искусств/ ныне – Музея изобразительных искусств/,выдающийся филолог.

3/  Кем была мать М. Цветаевой ?/ Мария Александровна Мейн- страстная музыкантша,любила стихи и сама их писала/

4/   Какие были ее первые языки ?/ немецкий и русский/

5/   Каким языком владела к семи годам ?/ французским/

6/   Какое любимое занятие было с четырех лет ?/чтение/

7/   Какое любимое занятие было с пяти лет ?/ писание/

8/ Как относится мать к М. Цветаевой ?/ ею она гордится/

9/ Что было ее первой школой ?/музыкальная школа /

10/ Какое учебное заведение было ее второй школой ?!\/ гимназия/

11/  На каких языках  М. Цветаева писала стихи ?/на немецком , французском и русском/

12/ Какая первая книга М. Цветаевой ? / книга стихов «Вечерний альбом»/

  1. Прочитайте , как складывалась жизнь и творческая деятельность М. Цветаевой с 1911 года.
  2. Чтение стихотворения « Начало творческого пути»/ 1-2 уч-ся/

!!. Освоение содержания стихотворений поэтессы.

  1. Цветаева , как и ее лирическая героиня , никогда не знала покоя. Она выходила навстречу всем ветрам , всем вьюгам и бурям настоящего и грядущего:

Другие – с очами и с личиком светлым ,

А я –то ночами беседую с ветром.

Не с тем – италийским

Зефиром младым,-

С хорошим , с широким ,

Российским , сквозным !

     В одном из ранних стихотворений Цветаевой «Молитва» наиболее полно раскрывается характер ее героини , стремящейся к активному действию. « Жить» для нее значит «идти», «страдать», «мчаться в бой», все изведать, все испытать.

Всего хочу : с душой цыгана

Идти под песни на разбой,

За всех страдать под звук органа

И амазонкой мчаться в бой ;

Гадать по звездам в вечной башне ,

Вести детей вперед , сквозь тень ...

Чтоб был легендой- день вчерашний ,

Чтоб был безумьем – каждый день!

Любовь никогда не становится для лирической героини безмятежной усладой. Но в любви она утверждает свое право на поступок. Она решительна и бескомпромиссна.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес.

Оттого , что лес – моя колыбель, и могила – лес.

Оттого, что я на земле стою – лишь одной ногой,

Оттого, что я тебе спою – как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времен , у всех ночей ,

У всех золотых знамен , у всех мечей,

Я закину ключи и псов прогоню с крыльца –

Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других- у той , одной ,

Ты не будешь ничей жених , я – ничьей женой ,

И в последнем споре возьму тебя – замолчи!

У того , с которым Иаков стоял в ночи.

Но пока тебе не скрещу на груди персты,-

О проклятие!- у тебя остаешься – ты :

Два крыла твои , нацеленные в эфир ,-

Оттого что мир – твоя колыбель , и могила – мир!

Героиня Цветаевой убеждена , что чувства обладают огромной силой , им могут быть подвластны расстояние и время. Героине свойственно стремление преодолеть все преграды , стоящие на пути чувств, превозмочь давление и влияние обстоятельств.

  1. Чтение уч-ся стихотворений, обсуждение.
  2. Чтение уч-ся статьи о стихотворения поэта , об их значениях.

!!!. Подведение итогов, задание на дом , комментирование оценок.Выучить одно стихотворение наизусть.Подготовиться к тестированию по пройденным материалам.

 

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: