Фразеологизмы на уроках русского языка в начальной школе

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>

Фразеологизмы на уроках русского языка в начальной школе
Лемдясова Светлана Васильевна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ 20»
г. Стерлитамак
Огромные возможности для умственного, речевого, эмоционального развития учащегося таит работа с фразеологизмами. Давая четкое толкование фразеологизма, а затем путем лингвистических или логических рассуждений, поясняя его смысл, учитель включает учащегося в активную умственную деятельность, заставляя задумываться над значением слов и выражений, задаваться вопросом, почему мы так говорим, и тем самым повышает уровень его мыслительной способности. Например, объяснение смысла фразеологического оборота витать в облаках следует начать с определения значения устаревшего слова «витать», которое обозначало то же, что обитать, т. е. жить, находиться. Отсюда легко понять, причем тут облака. Витать в облаках – это как бы жить на облаках, отрываясь от земли, от всего, что тебя окружает, поэтому это выражение и означает мечтать, забывая обо всем, что тебя окружает. Обратив ребят к школьной жизни, можно показать, как опасно витать в облаках на уроке.
Объяснение многих фразеологизмов основывается на обращение к многозначности слова. Например, мы говорим: У него голова на плечах есть – эту задачу он решит. Или Этот парень с головой – он примет правильное решение. Почему так говорят только об умном человеке, ведь голова есть у всех? На этот вопрос учащиеся отвечают после выяснения значения слова голова. С помощью коротких контекстов, предложенных учителем, типа словосочетаний: покачать головой, кудрявая голова, умная голова, ясная голова, учащиеся определяют прямые и переносные значения слова голова. Затем учитель сосредоточивает внимание ребят на переносном значении ум, сознание, что и позволяет подвести их к понима

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: