Огромные возможности для умственного, речевого, эмоционального развития учащегося таит работа с фразеологизмами. Давая четкое толкование фразеологизма, а затем путем лингвистических или логических рассуждений, поясняя его смысл, учитель включает учащегося в активную умственную деятельность, заставляя задумываться над значением слов и выражений, задаваться вопросом, почему мы так говорим, и тем самым повышает уровень его мыслительной способности. Например, объяснение смысла фразеологического оборота “витать в облаках” следует начать с определения значения устаревшего слова «витать», которое обозначало то же, что обитать, т.е. “жить, находиться”. Отсюда легко понять, причем тут облака. Витать в облаках – это как бы “жить на облаках”, отрываясь от земли, от всего, что тебя окружает, поэтому это выражение и означает “мечтать, забывая обо всем, что тебя окружает”. Обратив ребят к школьной жизни, можно показать, как опасно витать в облаках на уроке.
Фразеологизм может поведать об обычаях Руси языческих времен. Например, «после дождичка в четверг», т.е. никогда или неизвестно когда. Данный фразеологизм целесообразно включить в близкую учащимся речевую ситуацию: “И когда у нас Антон начнет заниматься?”. “После дождичка в четверг!”. Как может повлиять дождик на Антона, да еще в четверг? На Антона, конечно, никак, а вот на урожай может быть. И верили наши предки, что если молить сурового бога Перуна о дожде и именно в четверг, то он пошлет дождь, и будет хороший урожай. Дождь случается не всегда или вовсе не случается. Поэтому и родилось выражение, в котором содержится сомнение в возможности желаемого события.