Формирование понимания учебного материала

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>


Формирование понимания учебного материала
Князева Ольга Геннадьевна
МАОУ «Гимназия города Юрги»

Исследование структуры познавательных процессов позволило определить психологические механизмы понимания как главные регуляторы познавательной активности человека. Пониманию принадлежит ведущая роль в развертывании продуктивного мышления: на его основе выделяется проблема, формулируется вопрос, направляя поиск решения мыслительной задачи. От понимания зависит также умение объяснить полученные результаты, оценить их адекватность решаемой задачи. Все названные функции понимания опираются на достаточно развитую структуру этого процесса.
Развитие понимания обычно ставят в зависимость от развития системы знаний учащихся, обеспечивающей овладение понятиями определенной степени обобщенности. Это переход от разрозненно воспринимаемых явлений к их причинному объяснению, раскрытию управляющих ими закономерностей. Под влиянием обучения рассуждения, основанные на случайных внешних признаках предметов и затрагивающие отдельные явления, уступают место отражению все более существенных признаков.
Тот или иной уровень понимания принято рассматривать как характеристику тех знаний, которые входят в состав познавательного опыта учащихся и определяют доступность изучаемого материала, а также как показатель возможности оперировать этими знаниями: дословное воспроизведение информации и ее интерпретация на основе уже усвоенного, объяснение явления в знакомой и в новой ситуации. Если на низком уровне понимания могут находиться и ребенок, и взрослый, когда последний работает с трудным для него материалом, то возможность достижения высших уровней понимания ограничивается возрастными закономерностями. Эти закономерности тесно связаны с развитием механизмов процесса понима

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: