«Развитие речевой активности через взаимодействие и сотрудничество»
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль интеллектуального развития подрастающего поколения.
Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:
-обедненный словарь;
-часто неверная конструкция предложений;
-неспособность связно и последовательно изложить события;
-дефекты произношения;
-сбивчивый темп речи.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
- Ухудшение состояния здоровья детей;
- Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
- Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
- Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
- Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в школьном возрасте. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами грамотности». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.
Развитие познавательно- речевой деятельности является одним из важнейших разделов школьной педагогики и направлен на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Работа с детьми по познавательно-речевому развитию включает:
-Занятия по ознакомлению с окружающим миром, математике, развитию речи на основе деятельного метода;
-Совместная проектно-исследовательская деятельность детей и педагогов;
-Упражнения и игры на развитие интеллектуальной сферы всех сторон речи во всех возрастных группах;
-Опытническая деятельность;
-Коррекционная работа по развитию речи и речевого общения;
-Совместные игры- фантазирования;
-Совместная деятельность ( беседы, мини викторины, заучивание стихов, чтение, моделирование сказок, составление рассказов).
Основные задачи познавательно- речевой деятельности:
-Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
-Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
-Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
-Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно- речевой деятельности.
-Поддерживать условия для развития познавательно-речевых процессов школьников во всех видах деятельности.
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития:
-Наглядные- наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
-Практические- упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно- поисковая деятельность.
-Словесные- рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:
Речь самого педагога, которая имеет общую и воспитательную направленность. Работая с детьми мы должны помнить, что дети воспринимают нашу речь, как образец. Поэтому я стараюсь говорить, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.
Формирование представлений об окружающем мире. Ведь школьник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и представлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Поэтому главная моя задача, чтобы ребенок получил четкие, в соответствии с возвратом, представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, из которых они сделаны, где, кем, для чего используются..
Развитие любознательности. Мы должны поддерживать любознательность ребенка, организуя занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.
Сенсорное воспитание. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.
Игра. Одно из самых действенных средств познавательно-речевого развития школьников . И если во время организованной образовательной деятельности ребенок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.
Наблюдения за детьми показывают, что они любят говорить о ярких впечатлениях из личных событий; о том, что их удивило.
Когда им «по душе» процесс, они могут говорить, даже сами с собой и при этом удовлетворены такой «самобеседой».
Можно сказать, что детям нравиться, прежде всего, то, что вызывает восхищение, удивление, радость и предвкушение чего - то интересного. Для речевой мотивации важно использовать следующие методы:
- Предложение интриги, тайны.
- Загадки, которые можно разгадывать вместе.
- Наглядность, не только зрительная, но и языковая, музыкальная.
- Позитивные реплики на высказывания детей.
- Просьба взрослого к детям посоветоваться, поделится опытом, сделать вывод, уточнение.
- Задания, позволяющие включить фантазию ребёнка.
- Соревновательные моменты.
- Игры – путешествия.
- Упор на желание ребёнка сделать приятное для близких (друзей, родных).
- Речевое общение с живыми субъектами (присутствие животных на занятии).
- Применение активизирующих речь техник:
- провокация: побуждение словами или наглядными действиями, средствами добровольно вступить в обсуждение, высказаться. (Например: Я – снеговик, у меня нет друзей, мне скучно и хочется плакать…)
- абсурд: предъявление сказанного ребёнком в смешном, но не в обидном виде. (Например: Это бегемот. А мне кажется, что это заяц, почему вы думаете, что это бегемот?)
Для развития речи и речевой активности важны условия, в которых будет развиваться ребенок. Нужно создать для него комфортную, непринужденную обстановку, в которой ребенок будет хотеть говорить и работать над развитием правильной речи. Кроме того важную роль играет взрослый, который должен всячески помогать ребенку и поддерживать его.