Исследование мышления.
(Диагностический комплекс «Иматон» Л. А. Ясюкова)
Мышление детей.
Операциональными единицами различных типов мышления являются :
Образное мышление оперирует целостными образами предметов и явлений или любыми их свойствами.
Понятийное мышление оперирует сущностными свойствами, понятиями (или образами, характеризующими эти понятия и свойства).
Символическое мышление оперирует заместителями конкретных предметов, явлений, понятий, причем каждая «качественная единица» обозначена, заменена собственным символом. Символизация может осуществляться вполне произвольно и служит для удобства оперирования.
Абстрактное мышление оперирует формальными характеристиками объектов и явлений- количественными, интервальными, структурными, функциональными и любимы другими закономерными отношениями и зависимостями. Преобразованиям подвергаются именно эти формальные характеристики безотносительно к качественной определенности информации. Абстрактные структуры формируются как закономерное обобщение и символизация понятийных структур. Абстрактное мышление оказывается неполноценным, если оно вырастает из псевдопонятийного, комбинаторного мышления, в котором отсутствуют структуры, отражающие характеристики развития.
Процедура обследования.
Интуитивный речевой анализ- синтез.
Инструкция. «А теперь я тебе буду говорить слова , а ты ищи , какое слово лишнее. Всего пять слов, четыре можно объединить , они друг к дружке подходят, а одно – неподходящее, лишнее, его и называй».
Материал . 1. Река, озеро, море, мост, пруд.
2. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.
3. Синица, голубь, птица, воробей, утка.
4. Стеклянный, деревянный, легкий, железный, пластмассовый.
Оценка. 1 балл - правильный ответ, 0 – неверный.
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>