А. И. Солженицын. Матренин двор

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>

Рассказ А. И. Солженицына "Матренин двор"
Цели урока: попытаться понять, каким видится писателю феномен "простого человека", разобраться в философском смысле рассказа.
Методические приемы: аналитическая беседа; сопоставление текстов.

Ход урока
I. Слово учителя
Рассказ "Матренин двор", как и "Один день Ивана Денисовича" написан в 1959 году, а опубликован в 1964. "Матренин двор" -- произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись "из пыльной горячей пустыни", то есть из лагеря. Ему "хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России", найти "тихий уголок России подальше от железных дорог". Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать. После реабилитации в 1957 году Солженицын некоторое время работал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой (там он закончил первую редакцию "В круге первом"). Рассказ "Матренин двор" выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли "блистательным", "подлинно гениальным произведением". Попробуем разобраться в феномене этого рассказа.

II. Проверка домашнего задания
(Сопоставление рассказов А. И. Солженицына "Матренин двор" и "Один день Ивана Денисовича").

III. Беседа по рассказу "Матренин двор"
-- Какова тема рассказа?
-- Как раскрывается характер героини в рассказе?
Пережить то, что пришлось пережить Матрене Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьб

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: