Развиваем интеллект… музыкой!
Музыка — могучий источник мысли.
Без музыкального воспитания невозможно
полноценное умственное развитие.
В.А. Сухомлинский
Звуки музыки сопровождают нас всю жизнь. Они могут нам поднять настроение, напомнить о чем-то важном, навеять грусть. Но, оказывается, еще более ощутимое влияние музыка оказывает на развитие головного мозга. Как эту способность можно использовать для раннего развития малыша?
Головной мозг человека – одно из сложнейших образований во Вселенной, содержащее около триллиона клеток-нейронов. В процессе развития мозга формируются комплексы, связующие нейроны между собой и осуществляющие их слаженную работу. Способность клеток к интеграции позволяет человеку мыслить, учиться, формировать высшие психические функции. Деятельность полушарий взаимодополняема, поскольку распределение функций между ними неравномерно. Правое полушарие отвечает за «целостность» восприятия информации, а левое обладает дискретными функциями.
Поскольку музыка является единственной информацией, воспринимаемой в равной степени обоими полушариями, то она стимулирует выработку новых и укрепление существующих нейронных связей. Значит, музыкальная деятельность вызывает усиление межполушарного взаимодействия, т.е. интеграцию мозга, и повышает его возможности.
Так, специально подобранная музыка оптимизирует деятельность головного мозга. Когда же речь идет о формирующемся мозге маленького ребенка, то музыкальные воздействия могут выступать как конструирующие мозг. Поэтому очень важно, чтобы ребенок с рождения (и даже раньше) имел возможность слышать красивую и «богатую» музыку.
Учеными доказано, что даже бессознательное восприятие специально подобранной гармоничной музыки улучшает показатели интеллекта. Основываясь на этом, появился так называемый «Моцарт-эффект» – эффект повышения показателей интеллекта (особенно в решении пространственно-временных задач) в результате кратковременного (10-15 мин) прослушивания музыкальных фрагментов Моцарта. Правда и сам эффект длился не долго, до 20 минут.
Продлить положительное влияние музыки на интеллект более оптимально, путем интенсивного изучения музыки и практической музыкальной деятельностью. Поэтому наравне с восприятием музыки принципиальное значение имеют и остальные виды музыкальной деятельности: игра на инструментах, пение, движение под музыку, музицирование и другие.
Так, когда же можно приступать к «занятиям»? Ответ американских исследователей Ленг и Шоу однозначен – с самого рождения. Ранний музыкальный опыт и деятельность откроют доступ к врожденным механизмам и потенциалу, и расширят использование этих задатков для образования других высших функций мозга.
«Музыкальные дети» выгодно отличаются от своих сверстников: у них лучше развиты процессы восприятия, памяти; речевые, орфографические и вычислительные навыки. Такие дети более дисциплинированны и эмоциональны. У «музыкальных» людей более высокая скорость мышления и полифоничность – способность одновременно обрабатывать большое количество разнообразной информации.
Поэтому в обучении всех детей без исключения, независимо от их природных способностей, использование музыки – пусть с разной степенью «углубления» – должно быть обязательным.