Аннотация:В данной статье описан опыт проводимой работы дошкольного педагога-психолога по выявлению и сопровождению одаренных детей, теоретические основы одаренности, условия развития значительных способностей дошкольников, диагностические особенности выявления одаренности. Представлен «индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка» МКДОУ ДС №7 «Колосок». Эта работа осуществляется с помощью индивидуальных и групповых занятий, направленных на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей.
Ключевые слова:задатки, способности, одаренность, познавательная потребность, сопровождение одаренных детей.
Текст Статьи. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий.
В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. Одаренные дети - ценная, но хрупкая часть нашего общества. Один из важнейших ресурсов это полное раскрытие способностей и таланта одарённого ребёнка является важной задачей не только для него самого, его родителей и близких людей, но и для общества в целом. Поскольку именно талантливые дети обеспечивают потенциал страны, её успешное экономическое и социальное развитие, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем.
Признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. В первую очередь это необходимо учитывать при организации практической работы с одаренными детьми.
Современный мир предъявляет высокие требования к личности. Это должен быть конкурентоспособный человек, другими словами, личность с богатыми внутренними ресурсами. В этом плане одаренные дети являются резервом решения поставленной проблемы. В настоящее время вопрос осуществления поддержки одаренных детей и молодежи решается не только усилиями частных лиц, но и на различных уровнях власти от государственной до муниципальной. Внедрение ФГОС позволяет педагогам более четко сформулировать запрос, а также спланировать направления деятельности.
Одним из первых, кто подошел к проблеме изучения одаренности, был выдающийся английский антрополог сэр Френсис Гальтон, он заслужил почётное право на особое место в истории психологии одаренности. Ф.Гальтон, первым пытался доказать, что одаренность-результат наследственных факторов. Его книга «Наследственность таланта - его законы и последствия» стала одним из популярных психологических трудов второй половины 20 века. Ф.Гальтоном была создана наука - евгеника (от греч. Рождение более лучших). Можно отметить, что проблемой одаренности занимались ученые уже с давних времен, накопленный ими опыт используется до сих пор. В Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ от 03.04.2012 года) подчеркивается, что каждый человек талантлив. Но добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли вовремя выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность.Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности.
Академик А.М. Матюшкин, в течение многих лет занимавшийся проблемой одаренности, отмечал, что одаренность может быть загублена на любом этапе развития, в т.ч. и в дошкольном возрасте. Дети, по природе своей – исследователи. Особенно это характерно в дошкольном возрасте.
Многие авторы (О. М. Дьяченко, Н. С. Лейтес, А. И. Савенков, Дж. Фримен, К. Хеллер, В. С. Юркевич, Е. К. Ягловская и др.) отмечают, что одаренные дети обладают многими личностными качествами, усложняющими взаимодействие со сверстниками. Они склонны высмеивать других детей, подшучивать над их слабостями, не умеют сдерживать себя, уступать сверстникам, ориентироваться на темп деятельности партнера.
Быть одаренным ребенком – непростая ноша. Действительно, довольно часто одаренные дети испытывают трудности в общении со сверстниками, как в детском саду, так и в школе.
Организация и проведение совместной интеллектуальной и творческой деятельности с дошкольниками позволила автору статьи развить у воспитанников познавательную активность, снять внутренние зажимы и увлечь их художественно-театрализованной деятельностью, что способствует раскрытию потенциала детей. На начальном этапе работа осуществлялась скорее интуитивно и чаще приходилось следовать за желаниями детей, в то же время предлагая им свои направления творческой и интеллектуальной самореализации. Параллельно активно изучалась специальная литература о способностях личности, об одаренности и особенностях выявления и сопровождения одаренных детей в условиях реализации ФГОС.
Термин «способность» употребляется в житейском обиходе очень широко, но не всегда оправданно. Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками. Различия между людьми в задатках заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими – весь путь развития личности.
Задатки – лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т.е. преобразуются и изменяются. В развитии способностей у ребенка существенным этапом является развитие у него так называемой готовности к обучению. Существует теснейшая взаимосвязь между всесторонним развитием способностей и интересов: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой – интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями. [1, с. 153]
Существуют определенные условия развития способностей: необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций; важно наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.); в каждый момент времени деятельность должна находиться в зоне оптимальной трудности (простая деятельность может привести к снижению интересов; излишне сложная деятельность способствует снижению темпа и мотивации). [1, с. 241]
Согласно Б.М. Теплову, нельзя понять одаренность, если ограничиваться, лишь анализом способностей. Автор указывает: «В характеристике личности, которую мы называем одаренность, нельзя видеть простую сумму способностей: по сравнению со способностями она составляет новое качество» [2]. Если под общей одаренностью разуметь совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включаются не только интеллект, но и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента – эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т.д. [3]
Одаренность проявляется в том, как человек овладевает деятельностью и далее ее развивает, так как развитие деятельности по инициативе самой личности, по мнению В.Д. Шадрикова [4], является операциональнымраскрытием одаренности. Развитие деятельности приводит к получению творческого продукта, что в конечном счете определяет ценность одаренности как таковой.
Диагностическая сложность выявления детской одаренности многоаспектна. Она касается вопроса частоты проявления детской одаренности, так как существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне редко». Опираясь на выводы «Рабочей концепции одаренности», целесообразно придерживаться следующей точки зрения: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей [5].
Кроме того, педагогу во взаимодействии с психологом следует определиться с перечнем методов и методик психолого-педагогического мониторинга, уточнить, когда привлекать родителей к сотрудничеству, изучить требования, предъявляемые к организации и проведению исследования.
Для отбора одаренных дошкольников рекомендуется использовать такую стратегию диагностики, в соответствии с которой будут учтены и комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, длительность процесса выявления одаренности, и многократность обследования с использованием множества психодиагностических процедур.
Наблюдение за воспитанниками в процессе совместной деятельности и при их самостоятельной занятости позволило выявить определенный круг детей, которые в равных условиях проявляли более высокий темп, легкость усвоения и быстроту продвижения в освоении того или иного вида деятельности, что является существенным показателем значительности способностей (одаренности). Особенно значимым является то, что данные дошкольники проявляют личное стремление к интересным для них видам деятельности. В процессе освоения дети не только овладевают новыми знаниями, навыками и умениями, у них развиваются и закрепляются психические процессы, которые становятся доступными переносу с одного материала на другой и закрепляются в индивиде.
Помимо метода наблюдения, для выявления одаренности дошкольников нами активно используются опросники для педагогов и родителей, в том числе «Опросник для выявления (экспертной оценки) одаренных детей А.А. Лосевой», «Опросник креативности Дж. Рензулли в адаптации Е.Е. Туник» и методика «Карта одаренности», разработанная А.И. Савенковым. Применение перечисленных диагностических инструментов началось со второго полугодия 2016-2017 учебного года, что позволило привлечь родителей к совместной деятельности и минимизировать диагностические ошибки. На основании полученных экспертных данных составлены «профили одаренности», что дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую развивающую работу с ребенком.
Пример «профиля одаренности» одного из воспитанников представлен в таблице № 1.
Таблица 1.
«Профиль одаренности»воспитанника группы «Теремок»
МКДОУ ДС №7 «Колосок» с.Благодатное
(составлен на основе методики «Карта одаренности» А.И. Савенкова)
Одаренность | Результат |
1. Интеллектуальная | 9 |
2. Творческая | 11 |
3. Академическая | 10 |
4. Художественно-изобразительная | 13 |
5. Музыкальная | 10 |
6. Литературная | 13 |
7. Артистическая | 9 |
8. Техническая | 7 |
9. Лидерская | 9 |
10. Спортивная | 10 |
В 2018-2019 учебном году с переходом в старшую возрастную группу начато психологическое обследование воспитанников по методике «Прогрессивные матрицы Равена. Цветной вариант» и фигурный (изобразительный) тест П. Торренса в адаптации Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо, Н.Б. Шумаковой (субтесты «Нарисуй картинку», «Закончи рисунок», «Повторяющиеся фигуры»). Выявление одаренных дошкольников не является самоцелью, более важной задачей является их воспитание и развитие, оказание им психолого-педагогической помощи и поддержки с созданием благоприятных условий для совершенствования индивидуальности каждого ребенка.
В соответствии с этим и организуется работа, опираясь на присущую таким детям ярко выраженную познавательную потребность, составляющую основу познавательной мотивации. Развитие значительных способностей воспитанников происходит в нескольких направлениях: создание благоприятных условий посредством совершенствования предметно-развивающей среды группы и детского сада; кружковая работа дополнительного образования; внутрисемейная организация свободного времени, способствующая детской поисковой, исследовательской активности.
Управление развитием детской одаренности в нашем дошкольном учреждении является тем рычагом, который нацелен на активизацию педагогов, родителей, путем создания всех необходимых условий для проявления и развития их творческого потенциала в направлении деятельности с одаренными детьми. Критерием эффективности совместной работы по выявлению и поддержке одаренных детей, на наш взгляд, является удовлетворенность детей своей деятельностью, повышение уровня индивидуальных достижений детей: доля участников районных, всероссийскихконкурсах и доля победителей районных, всероссийских конкурсов, что отражается в персональных портфолио воспитанников.
Литература
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Составители, авторы комментариев и послесловия А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская. СПб: Издательство «Питер», 2000.
- Теплов, Б.М. «Способности и одаренность» Ученые записки ГНИИ психологии, т. II, Москва, 1941.
- Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: 1961. 4. Шадриков, В.Д. Мир внутренней жизни человека. — М.: Логос, 2006. 5. Рабочая концепция одаренности/Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., М.,2003.