Формирование коммуникативных УУД на уроках технологии в начальной школе - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 94
  • Скачиваний: 14

В условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования актуализируется проблема  формирования коммуникативной деятельности детей.

Одна из наиболее ярких особенностей человека - его способность говорить. Слово - важнейший фактор существования психики человека. Общество распадается без общения. Человек, лишенный общения, не может нормально развиваться. Поэтому необходимо  развивать в детях коммуникативные качества личности.  Особенно важна коммуникация в начальной школе,  ведь именно в этом возрасте можно «задать ритм общения» на всю дальнейшую жизнь.

Так что же такое коммуникация? В словаре Ожегова дается следующее определение: «Сообщение, общение». В современном толковом словаре «(лат. communicatio - делаю общим, связываю, общаюсь), общение, передача информации от человека к человеку - форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка.

Одним из предметов, на которых формирование коммуникативных УУД будет более эффективным, является «Технология». Ведущая педагогическая идея заключается  в создании оптимальных условий для формирования коммуникативных  УУД у младших школьников посредством организации творческой  деятельности на уроках «Технологии».

Видами  коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий;

- умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Средства обучения, с помощью которых можно добиться результативности: опорные схемы, рисунки, рассуждения, графические модели, таблицы, памятки, технологическая карта  и другие.

В своей работе я опираюсь  на принципы  системно-деятельностного подхода, основанного  на  уважении личности ученика и внимании к его внутреннему миру. Для формирования коммуникативных УУД используются групповые формы организации учебного общения:

групповая работа над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах); коммуникативно-направленные задания (учебный диалог); взаимопроверка заданий; игровые технологии; коллективные рисунки, задания на моделирование, способствующие тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса.

Обучающиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки. При этом  очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать своё мнение, зная, что это мнение примут. В групповой форме работы обучающихся привлекает, то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия. Ребята могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать.

В своей работе учитель может использовать различные виды учебных заданий. Ниже приведены примеры некоторых из них.

Составь и напиши памятку «Правила работы с ножницами». Используя различные источники информации, найди вместе со взрослыми растение, которое соответствует твоему Дню Рождения. Изготовь аппликацию этого растения. Подготовь вместе с соседом по парте сообщение «История бумаги», «История появления напёрстка и ножниц» и т.п. Как ты понимаешь смысл поговорки «Семь раз отмерь – один отрежь»? Расскажи об этом своему соседу по парте. Разделитесь на  группы по 5 человек. Составь вместе кроссворд из 10 слов на тему «Инструменты» («Бумага и свойства»,  «Природные материалы» и т.д.). После составления кроссворда поменяйтесь с другой группой и попробуйте разгадать его. Запиши вопрос по теме «Техника оригами», на который ты хотел бы получить ответ. Обменяйся вопросами с одним из одноклассников. Запиши его вопрос. Подготовь дома ответ на вопрос одноклассника и запиши его. Запиши своё предположение "Если бы не было бумаги, то  ...»

Заданий, способствующих формированию коммуникативных УУД на уроках технологии  довольно много. При их использовании обогащается опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.

Группа коммуникативных УУД

Типовые задачи

Инициативное сотрудничество

Задания, требующие распределения работы с соседом по парте, в группе.

Взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации)

Учёт позиции собеседника (тесно связана с контролем процесса и результатов деятельности)

Задания типа: «Маша сделала панно. Помоги Маше проанализировать оценить качество работы».

«Сравни и определи, точно ли передано внешнее сходство между животными, изображёнными на рисунке и на панно».

Управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества.

Составление плана действий, работа с технологической картой, работа с алгоритмом и т.д.

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов.

Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

Литература:

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли:/ под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.: ил. – (Стандарты второго поколения). Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.  – 31с. – (Стандарты второго поколения).

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: