Родительское собрание для родителей будущих первоклассников.
Развивающая система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
Выступление подготовила Кокряцкая С.В.
Добрый вечер, уважаемые родители. Я хочу немного рассказать вам о развивающей системе Эльконина-Давыдова. Знаю, что многие родители боятся эту систему, вопросов о ней возникает больше всего, часто от вас можно услышать: «Ну только не в Эльконинский класс». Я хочу вас успокоить – бояться совершенно нечего, развивающая система Эльконина – Давыдова как и любая другая образовательная система имеет свои + и -, и то, что нравится одному человеку, совершенно может не понравиться другому.
Система РО полностью соответствует ФГОС, которые ориентированы на то, что каждый ребенок должен видеть свои достижения и получать радость от процесса обучения вместе с учителем.
Скажите, как вы думаете, ученик, который учился в школе на хорошо и отлично, всегда ли он успешен в жизни? (Нет)
Почему? (не смог найти место работы, не умеет договариваться с людьми, часты конфликты и др.)
Так вот система РО Эльконина –Давыдова как раз формирует те умения (компетентности), которые необходимы будут вашим детям в будущей жизни (умение договариваться с одноклассниками – работа в группах, парах; умение находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе, и у родителей – информационная компетенция, умение объективно оценивать самого себя, оценивать свои действия нужны для того, чтобы ребенок был адекватен при оценке своих возможностей. Суть системы РО состоит в том, что знания не будут преподноситься вашим детям на готовом блюдечке, а они сами будут добывать их, делая свои маленькие открытия. РО – это проблемное обучение, где много противоречий, которые предстоит решить. Но не думайте, что ваши дети будут в чем-то ущемлены, знаний и умений будет еще больше, чем в традиционной системе, ведь каждое открытие ребенок будет пропускать через себя.
Обучение по развивающей системе Эльконина – Давыдова строится на 5 принципах.
1.Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.
Предполагает, что учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет их до неё «докапываться» самим.
Какая загадка больше дает для развития вашего ребенка: та, ответ на которую он уже знает (только тогда зачем такая загадка?), или та, над разгадкой которой надо поломать голову? Ответ очевиден. Поэтому и в системе Э-Д задания такие, которые постоянно заставляют мыслить, сравнивать, находить закономерности, доказывать.
- 2. Принцип ведущей роли теоретических знаний.
Начиная с 1 класса детям даются научные термины, над раскрытием смысла которых дети будут работать до 11 класса.
Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале.
- 3. Принцип быстрого темпа прохождения учебного материала.
Изучение материала быстрым темпом противостоит топтанию на месте, при этом отвечая потребностям детей: ведь их больше интересует узнавать новое, чем долго повторять уже знакомый материал. Быстрое продвижение вперед в системе Эльконина идет одновременно с возвращением к пройденному и сопровождается открытием новых знаний.
- 4. Принцип осознания процесса учения.
Целью данного принципа является осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении.
- 5. Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.
Этот принцип подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Э-Д. Все дети, могут продвигаться в своем развитии.
Таким образом, принципы образовательной системы Э-Д согласуются с возрастными особенностями младшего школьника, позволяют раскрыть индивидуальные возможности каждого.
Также данная система предполагает разнообразные формы обучения: театрализация, уроки-экскурсии, работа в группах, микрогруппах, парах и т.д. и многовариантность решения заданий.
Теперь немного об учебниках.
Учебники по данной системе тоже достаточно интересны и конечно же построены в соответствии с принципами РО.
Все учебники для 1-4 классов (включая Букварь) имеют диалогический характер – каждая учебная задача возникает в нем как результат дискуссии между персонажами учебника и формулируется в виде вопроса.
Букварь предназначен для обучения детей грамоте. С одной стороны, это серьезный учебник, который не только знакомит ребят с буквами, но и раскрывает им принципы письма и чтения. С другой стороны, это, безусловно, детская книга, на страницах которой забавные человечки, придуманные авторами, вместе с первоклассниками ищут ответы на самые сложные вопросы. Данный учебник в системе развивающего образования рассчитан на разный уровень подготовки учащихся и на разную динамику их продвижения в материале. Поэтому в Букваре содержится избыточный, резервный материал.
Букварь учит детей не только читать, но и грамотно писать – поэтому он включает в себя тексты как для чтения, так и для письма.
Русский язык
В нем четко выделены:
- мотивационный материал, в котором представлена проблемная ситуация
- система основных заданий, выполнение которых приведет учащихся к решению поставленной учебной задачи;
- блок упражнений и заданий, содержащих отработочный материал;
- разноуровневые контрольные задания, предназначенные для самостоятельного контроля и оценки ребенком своего владения материалом и новыми знаниями. Литературное чтение МатематикаОкружающий мирТаким образом, образовательная система Д. Б. Эльконина- В. В. Давыдова уже в младшем школьном возрасте:
- Представляет собой процесс ознакомления детей с окружающим миром, построенного на элементах научного наблюдения и эксперимента.
- Учебники ориентированы на развитие у ребенка действовать не по образцу, а самостоятельно искать новые способы действия, изобретать собственные средства для достижения цели. Обучение происходит через организацию поиск. Методический аппарат учебников содержит большое число упражнений, которые имеют разнообразную и занимательную форму. Во многие из них заложена «ловушка» - задание на первый взгляд обычное, но на самом деле либо не имеющее решения, либо допускающее разные решения, либо требующее уточнения. Вычислительные разделы представлены отдельным блоком в конце учебника.
- Цель данного учебника - ввести ребенка в мир книги, всесторонне развить его познавательные интересы, сформировать навыки быстрого, грамотного, выразительного чтения, познакомить с разными литературными жанрами и помочь понять, как рождается художественное произведение.
- В учебниках имеется специальный раздел «Для любознательных», для самостоятельной работы, упражнения для организации работы в классе в групповой форме - что создает условия для формирования умения учащихся вести диалог, обосновывать свою точку зрения.
- формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях;
- воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;
- способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;
- развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности.Спасибо за внимание!.
- И в заключении….Уважаемые родители! Вместе с Вашим ребенком в школу поступаете и Вы. Поэтому Вы должны проявить «кровную» заинтересованность в успехах и в школьных делах маленького ученика. Ребенок должен чувствовать, что родителям, дедушкам, бабушкам очень важно и интересно знать, что происходило в школе, что нового по каждому предмету узнал он сегодня. Постарайтесь увидеть в учителе своего союзника. Ведь и у школы и у семьи одна цель – сделать ребенка успешным в жизни, здоровым, добрым, счастливым.