Важнейшим достоинством современного этапа изучения русого языка является повышенное внимание к речевой подготовке школьников. Обучение по всем учебно - методическим комплексам в начальной школе начинается с усвоения понятий «язык», «речь», «предложение», что в дальнейшем является базой для обучения грамоте, что в свою очередь служит основой для формирования письменной речи, ее стилистической дифференциации.
Л.Н.Толстой писал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Творческая работа на уроках русского языка требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесение чего – то своего, личного в текст. Это способствует становлению личности. Выбор слов, оборотов речи, и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логической связи, проверка орфографии – этот сложный комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил.
Развивать самостоятельность и творчество учащегося, сформировать умение передавать свои мысли и знания – одна из основных задач уроков развития речи в начальной школе.
В своей работа я рассказываю о том, как ведется работа по развитию речи учащихся, начиная с первого класса, как постепенно усложняются задания, как сделать трудную работу для ученика начальной школы увлекательной и интересной, как писать «не по заданию, а по желанию».
Человеку свойственна глубокая и интенсивная потребность наслаждаться прекрасным и создавать его. Это не значит, что можно положиться на стихийное формирование чувств. Необходимо вести целенаправленную работу по воспитанию чувств у школьников – и перед учителем здесь открывается широкое поле деятельности.
Особое место на уроках развития речи уделяется сочинениям по картинам. При подготовке к сочинению учителю необходимо брать тему интересную, близкую и понятную ученикам.
Люди нередко проходят мимо того, что могло бы духовно обогатить их. Их взгляд как бы скользит по поверхности. Картина может быть понятна как произведение искусства, если подметить ее детали, ее построение, а не ограничиться схватыванием сюжета.
Восприятие и описание сюжета, конечно, нужно. Однако оно не только не пострадает, а, наоборот выиграет, если ребенок подметит особенности изображенных на картине элементов. В ходе работы над текстом развивается воображение детей, фантазия. Дети привыкают требовательно относиться к слову: его точности, меткости, образности.
Часто в процессе предварительно беседы делается акцент на изучение и анализ отдельных фрагментов картины, которые, по мнению учителя, способны сформировать некоторые духовно нравственные качества ребенка. При этом выхолащивается собственно содержание картины. Часто то, что дети могут увидеть и то, над тем они в состоянии поразмыслить, сообщается им вербальным путем, то есть дается в готовом виде.
Связный рассказ ученика в начале урока на основании самостоятельного рассмотрения картины играет важную роль в обучении. Подобные задания – практика в связном описании того, что они увидели. Такое описание выгодно отличаются от повторения в конце урока отдельными учениками рассказа, который получится в результате рассмотрения картины всем классом. В этом случае учащиеся просто воспроизводят по памяти услышанное на уроке.
В процессе рассматривания учитель ставит перед детьми ряд вопросов, благодаря которым они подмечают и называют мелкие, на первый взгляд незначительные детали.
Зачем это нужно? Не достаточно ли будет, если учащиеся опишут основное, что они видят на картине? Нет, этого недостаточно, и вот почему: картина отображает различные стороны явления, это надо использовать в педагогических целях. Развитие у детей наблюдательности и мышления совершенно необходимо. В то же время эти процессы должны идти параллельно с развитием речи. Чтобы описание картины не вызывало больших трудностей, желательно проанализировать ее содержание, выделить наиболее значимые части, подробно рассмотреть и определить их назначение в общем сюжете. Обоснование школьниками своего суждения, обнаружение связи между явлениями есть одновременно и мыслительный процесс, и формирование мысли в слове.
Учитель побуждает ребят к воспроизведению отдельных речевых оборотов, встречающихся в ранее прочитанных текстах, и поощряет в тех случаях, когда они вспоминают эпитеты из знакомых текстов в естественной связи с рассматриванием данной картины. Это очень важный момент. Таким путем осуществляется закрепление слов, известных ребятам ранее.
Такое повторение способствует прогрессу в овладении речевыми оборотами не в виде заученного штампа, а в тех гибких, подвижных формах, которые присущи яркой и точной речи.