Профессиональная культура преподавателя-филолога. Развитие профессионально-педагогической компетентности преподавателя иностранного языка в межкультурном пространстве.
В условиях глобализации современных образовательных процессов актуализируется проблема интенсивного изучения иностранных языков, национальных культур. В этих социокультурных условиях развивается новая концепция педагогического образования, в частности, подготовки учителя иностранного языка, повышения квалификации преподавателей иностранного языка.
Проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего учителя, способного свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания является актуальной. Во-первых, профессионально компетентный учитель оказывает позитивное влияние на формирование творческих учащихся в процессе учебно-воспитательной работы; во-вторых, сможет добиться лучших результатов в своей профессиональной деятельности; в-третьих, способствует реализации собственных профессиональных возможностей.
Рассматривая данную проблему, необходимо, в первую очередь, определить, что такое профессиональная компетентность. Следует отметить, что в настоящее время отсутствует однозначное определение этого понятия. Обзор психолого-педагогической литературы и других информационных источников, посвященных данной проблеме, показывает, что можно выделить несколько подходов к определению понятия « профессиональная компетентность». Так, например, зарубежными исследователями данное понятие зачастую рассматривается как «углубленное знание», «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности» (1) .
Одним из наиболее распространенных определений рассматриваемого термина в отечественной психолого-педагогической литературе является следующее: «качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации» (2). Э.Ф. Зеер под профессиональной компетентностью понимает совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности (3).
Таким образом, на наш взгляд, можно утверждать, что компетентность специалиста представляет собой присвоенную, отрефлексированную им в ходе профессиональной деятельности систему социально-значимых и личностно-значимых компетенций.
Профессиональная компетентность педагога-это сформированность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых самореализована личность педагога на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении и развитии учащихся (1).
Имеются две главные составляющие учителя-мастерство и личность. Если учитель не будет ими обладать, нам не удастся сделать образование мощным фактором социального, экономического и духовного развития общества.
Е.И. Пассов предлагает следующие исходные положения новой системы профессиональной подготовки учителя иностранного языка: Передача будущему учителю профессиональной культуры, которая включает в себя четыре компонента:
- знания о сферах приложения деятельности;
- опыт осуществления известных способов деятельности;
- умение подойти творчески к решению новой профессиональной задачи;
- опыт эмоционального отношения к профессиональной деятельности
Эти четыре компонента и должны составить содержание профессиональной культуры учителя.
Система профессиональной подготовки учителя должна быть профессионально направлена, т.е. нужно готовить учителя иностранных языков, а не специалиста по иностранным языкам. Стержнем, основным фактором профессиональной подготовки учителя является его методическое мастерство, основанное на педагогических и психологических знаниях и умениях и подкрепленное другими дисциплинами, имеющими обязательно педагогическую направленность. Учителю мало «знать», он должен уметь эти знания передавать.
Система профессиональной подготовки учителя должна быть функциональной, т.е. моделировать содержание и структуру учительской деятельности.
Основу этой деятельности составляют восемь видов умений:
- проектировочные (умения спланировать любой вид работы);
- адаптационные (умения применять свой план в конкретных учебных условиях);
- организационные (умения организовать любой вид работы);
- мотивационные (умения мотивировать учащихся к учебной деятельности);
- коммуникационные (умения общаться на уроке и вне его);
- умения контроля и самоконтроля;
- познавательные (умения вести исследовательскую деятельность);
- вспомогательные (умения петь, играть на каком-либо инструменте, рисовать и т.п.)
Именно эти умения в совокупности и составляют основу профессиональной культуры.
- Система профессиональной подготовки должна быть направлена на личность учителя. На наш взгляд это ведущая задача педколледжа и любого педвуза. Только личность способна формировать личность.
Личностный подход определяет гуманизацию отношений. Следует строить взаимоотношения с воспитанниками не на уровне «учитель-ученик», а на уровне «личность-личность».
- Система профессиональной подготовки должна способствовать фундаментализации образования.
- Система профессиональной подготовки учителя должна обеспечивать широкое общегуманитарное образование.
- Система профессиональной подготовки учителя должна способствовать технизации гуманитарного образования. Технизация осуществляется по двум линиям: включение курсов управления и компьютерной техники в учебном процессе.
- Система профессиональной подготовки учителя должна обеспечить высокий уровень практического владения методическим (профессиональным) мастерством.
- Система профессиональной подготовки учителя должна стремиться к интегративности, нужно дать студенту возможность индивидуальной самореализации.
- Система профессиональной подготовки учителя должна предусматривать дифференцированную оценку не столько знаний, сколько профессионального мастерства и умений.
Е.И.Пассов в 90х годах, анализируя проблему развития подготовки учителя иностранного языка в условиях межкультурного взаимодействия, отмечает, что целесообразно осуществлять подготовку учителя «иноязычной культуры», тем самым заменив понятие «учитель иностранного языка». При этом он и ряд других авторов, полагают, что «главная цель обучения и воспитания состоит в передаче молодому поколению накопленной человеческой культуры». Концепция межкультурного воспитания возникла из педагогической практики. Она конкретизируется в языковом, социальном и содержательном обучении (Reich 1995). Ядром дидактики межкультурной коммуникации являются кроме языковых, страноведческих и других компонентов, прежде всего ролевые игры. Межкультурное воспитание означает, учиться друг у друга: «совместное обучение немцев и иностранцев,...а также через собственный мир и его загадочность, наконец, через собственную историю и региональные особенности внутри собственного общества» (Steffen 1995)
Перечисленные в данной работе различные виды умений (компетенций) составляют компетентность преподавателя иностранного языка, на основе которой он осуществляет свои педагогические функции и решает стоящие перед ним профессиональные задачи.
Следует сделать вывод, что постоянное совершенствование знаний, умений, навыков и качеств, составляющих компетентность учителя иностранного языка, представляет собой сущность его непрерывной подготовки по окончанию среднего профессионального учреждения или вуза.
Список литературы
- Мутовкина О.М. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков-Волгоград,2001.
- Лукьянова М.И.Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие-Ульяновск: ИПК им. Ульянова, 1996.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб.пособие. М.: Академия, 2003