«Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит её находить».
А.Ф.Дистервег
Актуальность проблемы. В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи.
В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся.
В науке термин «компетенции» на сегодняшний день не имеет строгого определения. Большинство современных ученых под компетенциями понимают комплекс обобщенных способов действий, обеспечивающий продуктивное выполнение деятельности, способность человека на практике реализовать свою компетентность. Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, получили название ключевых. Формирование ключевых компетенций совершается у субъекта в процессе осознанной деятельности.
При определении состава ключевых компетенций была взята за основу классификация ключевых образовательных компетенций А.В. Хуторского.
Хуторским А.В. выделяются следующие ключевые образовательные компетенции: ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально-трудовая компетенция, компетенция личностного самосовершенствовании.
Приоритетное место среди ключевых компетентностей, обозначенных федеральной стратегией модернизации образования, предоставлено компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Личностно-осмысленный опыт успешного осуществления учебно-познавательной деятельности можно определить как учебно-познавательную компетентность учащегося. В настоящее время сложился перспективный подход к разграничению понятий «компетенция» и «компетентность». Так, если компетенция задает круг предназначений, обязанностей, ролей, веер задач, которые должны решаться, то компетентность – это владение, обладание соответствующей компетенцией, включающее личностное отношение к ней и предмету деятельности. Следовательно, компетенция – это заданное содержание компетентности, которое необходимо освоить, чтобы быть компетентным. Одна из главных ролей должна быть отдана учебно–познавательной компетенции, так как, степень ее сформированности иногда в большей степени определяет качество результата.
В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:
- умение ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель;
- умение организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
- умение выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Считаю, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.
Поэтому для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос.
При ознакомлении учащихся с новыми понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Здесь уместно побуждать учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.
Умение применять ранее усвоенные способы решения проблем в новой учебной или жизненной ситуации и находить новые способы решения учебных проблем характеризует уровень интеллектуального развития ученика. Учащиеся должны уметь анализировать учебный материал, выделять в нём главное, сравнивать и сопоставлять, синтезировать и обобщать, делать выводы. И самое главное – должны уметь держать в уме основную нить рассуждений.
Хочу поделиться опытом по формированию учебно-познавательной компетенции у школьников на своих уроках. Познавательный интерес развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего в учении. Интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться.
Удивить учеников можно нетрадиционной формой урока (урок-путешествие, урок-гипотеза, урок-эстафета, урок - виртуальная экскурсия). Например, «Путешествие в страну Квадратов», урок-экскурсия по родному городу, на котором использую слайды презентации с видами города Серпухова, а содержание задач связано с историей города, его достопримечательностями.
Формированию стойкого познавательного интереса способствуют задания типа: составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи.
Стараюсь учебный материал связывать с жизнью, например:
2 класс. Тема: «Составные задачи». В задачах отражаем работу нашей школы: составляем задачи об одноклассниках, библиотеке, столовой.
Математические игры – технология, позволяющая, как никакая другая технология, развивать ключевые компетенции школьника, готовя его, тем самым, к серьезной исследовательской деятельности (работа над проектом). Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. На своих уроках я использую игры «Поле чудес», «Угадай слово», «Математический бой», «Буквоград», «Блиц-турнир» и многие другие.
Во 2-4 классах включаем мини-исследования на основе изучения материала. В качестве домашнего задания в классе предлагаем домашнее задание-исследование «Мой домашний питомец».
В последнее время очень сильно побуждает к познавательной деятельности и формирует личностные качества использование на уроках компьютерной техники. Самостоятельное создание презентаций к уроку, (3-4 кл.) поиск материалов в Интернете по заданному вопросу, компьютерное тестирование, все это изменяет процесс обучения, способствует лучшему усвоению учебного материала. На таких уроках каждый ученик работает активно и увлеченно, у учащихся развивается любознательность, познавательный интерес. Увлекшись, он не замечает что учится, – он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.
Одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в будущем, т.к. им предстоит сдавать единый государственный экзамен в форме теста.
Считаю, что каждому учителю необходимо выработать свою стратегию формирования учебно - познавательной компетенции. Есть стратегия, значит легче обеспечить практику, которая включает все то, что значимо в ближайшие уроки: оснащение задач жизненным материалом, включение игровых и деловых ситуаций, поощрений, соревнований, различных форм сотрудничества
В работе использую и другие современные педагогические технологии: исследовательские, игровые, коммуникативные. Применяю проблемные, частично- поисковые, исследовательские методы. Особое внимание обращаю на развитие творческих способностей, повышение интеллектуального уровня уч-ся. Дети учатся делать выводы, находить, выделять главное в изучаемом материале, работать самостоятельно.
Наиболее эффективной является технология обучения в сотрудничестве, которую широко использую на своих уроках, где значительными возможностями в обеспечении сотрудничества в учебном процессе, осознании ценности осуществляемой деятельности, обладают малые и большие группы. Активизацией поисково-исследовательской деятельности является технология проектирования. По различным признакам различаются типы проектов: исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные и информационные. Используются частично исследовательские проекты на уроках окружающего мира.
Уровень познавательного интереса младших школьников в процессе учебной деятельности считается невысоким. Для развития интереса к предметам, изучаемым в начальной школе, стараюсь повышать мотивацию обучения, подбираю много занимательного материала, активизирую мыслительную деятельность. Использую дидактические игры, создаю проблемные ситуации, самостоятельно или вместе с детьми ищем способы решения учебной проблемы. Также используются проблемные ситуации для развития рефлексивного нелинейного мышления. Учимся творчески применять полученные знания в практической деятельности, в повседневной жизни, способствуя формированию ключевых компетенций.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающая определенную часть учебного процесса. В учебной деятельности учитываются признаки технологии обучения:
1) процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося;
2) наличие совокупности методов и приемов;
3) проектирование и организация;
4) наличие комфортных условий.
В начальной школе компетентностный подход должен реализовываться путём формирования у школьников системы ключевых компетенций, которые составляют его субъективный опыт, формирование которого должно происходить с помощью усвоения культуросообразного содержания начального образования, представленного в различных сферах социального опыта.
Класс, в котором работаю, разноуровневый, поэтому опираюсь на принцип доступности и посильности обучения. Учитываю индивидуально- психологические особенности учеников, реальный запас ЗУНов, уровень развития ребенка, особенности внимания, мышления, памяти.
Закончить своё выступление хочу словами А.В.Хуторского« Если нам удастся реализовать хотя бы начальные элементы общепредметного и компетентностного подхода, это уже будет важный шаг. А удастся нам это настолько, насколько реальность будет готова это принять...»: