Развитие функциональной грамотности у младших школьников - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 167
  • Скачиваний: 0

Развитие функциональной грамотности у младших школьников

Абузярова М.И. учитель начальных классов

ГУ «ОСЩ № 3 г. Жезказган»

Карагандинская обл. Республика Казахстан

На сегодняшний день в современном образовании всё чаще говорят о функциональной грамотности школьников. И новыми главными качествами личности нового школьника являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, которые формируются в условиях школ.

Основы грамотности закладываются в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму, чтению, говорению, слушанию, счёту, поэтому развитие общеучебных умений (организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных) – путь к функциональной грамотной личности.

Начальная школа должна сегодня не просто вооружить своего выпускника набором необходимых и достаточных компетенций, а сформировать устойчивую потребность в саморазвитии, самообразовании и творческом самосовершенствовании, подготовить  к обучению и развитию на следующих образовательных уровнях.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Компонентами функциональной грамотности являются:
знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Для успешного формирования и развития функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:
- обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире);
- учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии (новый Стандарт соответствует данному условию);
- учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;
- учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
- в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы. Кроме того, для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности младших школьников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентирован ные, развивающие образовательные технологии, такие как:
проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;
уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;
информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;
технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность  становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности.   На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия.

Понимая значимость обучения чтению и письму, на своих уроках я применяю разнообразные формы, методы и виды работы. Это - пятиминутки чтения на каждом уроке, речевые разминки, зрительные диктанты и другие виды работы с текстом. Кроме того на уроках чтения  использую приемы технологии критического мышления.
Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Опыт показывает, что моделировать урок в этой технологии непросто, особенно если это 1 класс. Поэтому я ограничилась только элементами.
В стадии вызова мною был применен прием «Верите ли вы, что...»
Этот прием позволяет анализировать, сравнивать, развивать  воображение, умение доказательно обосновывать свое мнение ( использую квадрат зеленого цвета- да, квадрат красного цвета- нет). Например:
Верите ли вы, что буква П следует за буквой  О  в алфавите?
Верите ли вы, что мягкий знак имеет звук?
Верите ли вы, что в алфавите 36 букв?
Верите ли вы, в русском языке 10 гласных?
Прием помогает учителю не только оценить работу учащихся, но и самому ученику узнать свою степень понимания и оценить свою деятельность, установить и устранить причины возникающих трудностей.
Прием «Чтение с остановками» использую, чтобы заинтересовать ребенка, привлечь его к осмыслению текста. Задача читателя выявить связь отдельных элементов анализируемого текста и сложить единый художественный образ. Чтобы ребёнок учился в полную силу своих способностей, надо вызвать у него желание к учёбе, к знаниям, помочь ребёнку поверить в себя, в свои способности.  Все дело в том, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции

Приёмы для создания комфорта:

Систематическое одобрение, похвала, направленное формирование положительных оценочных суждений.

Создание обстановки доверия, уверенности в успехе.

Организация деятельности, а не поведения.

Преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.

В обучении младших школьников мы уже давно отказались от пассивного слушателя, на уроках нам необходим ученик, который говорит, обсуждает и аргументирует. В рамках урока это возможно, через диалог в работе малой или большой  группы.  Организовать диалог, беседу в малой группе по теме урока, это самое главное решение для учителя. И к этому вопросу надо подходить очень серьёзно. Совместная беседа учеников приносит большую пользу, так как:

·                                           Позволяет ученикам выражать своё  понимание темы

·                                           Помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи, и правильно было бы этими идеями воспользоваться.

Литература:

1.     Хуторской А.В. «Технология проектирования ключевых и предметных компетенций».

2.     Мельникова Е.Л. «Проблемный урок или как открывать знания с учениками» (2006)

3.     Б.М.Таскенова «Формирование функциональной грамотности школьников в условиях среднего образования». Актог. Район.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: