Повышение профессионального мастерства учителя как фактор повышения качества образования в современных условиях
Сагимова Ташгуль Еркеновна,
учитель русского языка и литературы Черкасской средней школы
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
К.Д.Ушинский
Каждый человек стремится стать профессионалом в своей деятельности. Ведь только в этом случае он начнет получать от своей работы настоящее удовольствие и удовлетворение, что в свою очередь будет повышать продуктивность этой работы. Каждому работающему человеку очень важно получать это удовлетворение, но, наверное, учителям в особенности.
Первое, чем следует овладеть будущему учителю, это, конечно же, знания. Знания о различных компонентах процесса учения: какой должна быть цель и как ее формулировать на каждом уроке, как строится урок, каковы принципы овладения знаниями, как развивать умение общаться, что такое прием преподавания и как его использовать, чем характеризуется ученик как субъект учебной деятельности и т.д. и т.п. На все эти и на сотни других вопросов учитель должен знать ответы.
Но просто знать их недостаточно. Если учитель будет владеть теорией, т.е. методическими знаниями (пусть даже в совершенстве), он, конечно же, будет еще очень далек от педагогического мастерства. Но э то и не значит также, что владение методическими знаниями не обязательно. Ни в коем случае! Наоборот, владение методическими знаниями является фундаментом, первой ступенью на пути к профессионализму. Эта ступень будет условно называться уровнем грамотности.
Как утверждал Макаренко, ученики могут простить своему учителю многое – и сухость, и строгость, и придирчивость, однако никогда не смирятся с его плохим знанием дела, предмета. Педагог-мастер должен знать предмет своего преподавания в совершенстве, причем не только то, что написано в учебниках и чему он научился в свое время в ВУЗе. Он должен постоянно повышать свою квалификацию, быть в курсе всего, что может быть интересно ученикам и о чем они могут его спросить
Второй уровень - уровень ремесла - достигается овладением уже накопленного опыта использования ранее известных приемов преподавания.
Другими словами, учитель лишь воспроизводит то, что было известно до него, чему он сам научился. А вот уже следующий, третий уровень - уровень мастерства - предполагает не просто овладение как можно большим количеством приемов, а умение адаптировать эти приемы к различным педагогическим ситуациям. Ведь все мы прекрасно знаем, что эти педагогические ситуации практически бесконечно разнообразны, т.е., говоря иными словами, учитель должен уметь импровизировать в процессе педагогического взаимодействия, не отклоняясь при этом от заданных целей.
Говоря о мастерстве учителя, мы всегда подразумеваем его творчество. Ведь учитель - это не только педагог, это ещё и актер, художник, скульптор и т.д. Каждый урок для него это спектакль, где он и главный герой, и постановщик, и режиссер. От его умения, знаний, навыков и, конечно же, творчества зависит как пройдет урок, как учащиеся усвоят материал, с каким настроение придут на следующий урок.
Педагогическое творчество характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.
Можно выделить еще один уровень - уровень искусства, который является высшим проявлением мастерства. Он включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процессе обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.
Как говорил Л. Толстой о Пушкине "преподавать на уровне искусства - значит преподавать так мастерски, что даже не видно мастерства". Т.е. учитель не может ставить себе целью достичь этого уровня, он просто должен быть настолько влюблен в свой предмет, быть каждый раз настолько воодушевленным и легким, что и сам не заметит, как начнет творить. Творить настоящее искусство.
Что определяет степень профессионализма педагога, уникальность его творческого «Я»? Только постоянно развиваясь, он может соответствовать требованиям времени и профессии, а в чем-то даже опережать их. Древнекитайский мыслитель Конфуций говорил: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, способен быть учителем».
Профессионально компетентным можно назвать такого учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально- экономическое и духовное развитие общества.
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.
Одним из важнейших слагаемых профессиональной компетентности учителя является всецелое принятие им гуманистической психологии, представляющую личность как неповторимую индивидуальность и высшую ценность, которая обладает иерархией потребностей в безопасности, уважении, признании, любви и т.д.
Создание коллаборативной среды, благоприятного морального климата в ученическом коллективе, принятие ребенка таким, какой он есть, положительное отношение к нему, будут способствовать воспитанию у учащихся уверенности, ответственности, активности и направлять на самоанализ, рефлексию и инновационную деятельность. Ребенок должен знать, что его любят и принимают независимо от его проступков. Тогда он уверен в себе и способен позитивно развиваться.
Профессиональная компетентность педагога самым существенным образом оказывает влияние на формирование личности ребенка. Важно понимать, что учитель должен быть не просто транслятором готовых знаний, а стать активатором и катализатором. Акценты во взаимодействии между педагогом и учащимися сместились. Для понимания учащимися программы, они должны активно вовлекаться в учебный процесс, а не пассивно потреблять информацию. Важно, чтобы учащиеся имели возможность участвовать в действиях, которые позволяют им работать и обрабатывать полученные знания и развивать свои навыки.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить», - писал немецкий педагог А. Дистервег. В связи с этим очевидна необходимость ориентации учителя в различных видах мотивации ученического познания. Необходимо научить учащихся критически мыслить, работать с различными информационными источниками и справочными материалами, применять цифровые технологии.
Поэтому, говоря о профессионализме учителя, ни в коем случае не стоит упускать такую важную деталь, как личностные качества учителя. Это означает, что и знания, и опыт, и способность творить входят в уровни профессионализма только будучи окрашенными тем или иным эмоциональным опытом, соотнесенным с системой ценностей личности человека. Именно поэтому очень важно, чтобы будущий учитель понимал, почему он пошел в учителя, чего хочет в жизни достичь, что дает его работа учителем ему и его ученикам, что ему в жизни дорого.
В заключение хотелось бы сказать, что учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.