В последние десятилетия в нашей стране увеличивается число детей, испытывающих различного рода трудности в процессе школьного обучения. Помогать детям освоить школьную программу главная задача учителей коррекционных классов.
Чтение – сложный психофизиологический процесс, где участвуют различные анализаторы: зрительный, речевой, речеслуховой; в основе его лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей сигнальной системы. (П. Ананьев).
Чтение более сложно, чем устная речь, процесс начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв, затем соотнесения букв с соответствующим звуком, и осуществляется воспроизведением звукопроизношения образа слова его прочитывания и вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.
.
Нарушение чтения, или дислексия ("стойкой, избирательной неспособности овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствия нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные условия обучения"), началось с конца прошлого столетия и совпадает по времени с введением в наиболее развитых странах Европы государственного школьного обучения, доступного широким массам детей. При этом стало очевидным, что кроме детей, не способных учиться из-за умственной отсталости, есть и другие, которые " не могут овладеть навыком чтения, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие". Поэтому современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающую состояние здоровья детей, их индивидуально - типологические особенности при формировании навыков чтения и устного разговора.
Дислексия у детей с ЗПР – отмечается недоразвитие мозговых процессов, психический инфантилизм, выраженная неравномерность психического развития, определенной структуры интеллекта, нарушения кратковременной речеслуховой памяти (уч.Ковшиков, Демьянов, Корнев) – отмечают у ЗПР комплекс речевых нарушений, в том числе – нарушение чтения – трудности восприятия и воспроизведения букв, затруднения в формировании функции фонематического анализа и синтеза, трудности соотношения звука с буквой, путают сложные по структуре слоги и слова, сходные по начертанию буквы.
В исследованиях советских дефектологов указывается, что при ЗПР имеет место неравномерность формирования психических функций, причем возможно как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов. В результате изучения психических процессов и возможностей в обучении детей с ЗПР выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально- волевой деятельности, поведении всей личности
Выявлены следующие черты: повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарь; несформированность навыков интеллектуальной деятельности; игровая деятельность сформирована не полностью.
Восприятие характеризуется замедленностью, дети многое не замечают в окружающем мире. Замедлены прием и переработка поступающей через органы чувств информации. У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Наглядный материал дети с ЗПР запоминают лучше, чем словесный.
У детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми, но в отличие от умственно отсталых у них выше обучаемость, они лучше используют помощь и способы осуществлять перенос показанного способа, действия на аналогичное задание.