В последние 10-15 лет компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу жизнь. Компьютер сегодня - это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие потрясают воображение. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс.
Каковы же могут быть области применения компьютерных технологий в современном образовательном процессе?
- Поиск и отбор информации с помощью Internet
- Использование электронной почты для связи, например, с органами управления образованием,
- Установка творческих связей с другими учебными заведениями, в том числе за границей.
В учебной деятельности:
- Обязательное изучение компьютерных и информационных технологий,
- Использование обучающих программ по всем предметам,
- Компьютерное тестирование и контроль знаний,
- Пользование каталогами и заказ книг в публичных библиотеках через Internet,
- Использование обучающимися материалов, опубликованных в Internet для подготовки докладов и рефератов,
- Издание методических разработок педагогов, сборников, газет.
- Пользование электронными текстами художественных книг
- Использование электронных энциклопедий
Информационные технологии позволяют педагогам с высокой скоростью обмениваться опытом, благодаря дистанционному общению, а также повышать квалификацию и познавать новые методы обучения.
Благодаря новым мультимедиа технологиям, стало возможным использовать компьютерные программы как иллюстративный материал, проводить тестирование и контрольные работы, решать творческие задачи, участвовать в дистанционных уроках, создавать уроки-игры для каждого ученика и др.
Как используют компьютерную технику и Интернет – ресурсы педагогические работники ЦДТ?
Беседуя с педагогами выявлено:
Музыкальная студия
- поиск музыкального материала, примерные учебные программы по музыкальному воспитанию
- поиск и подбор материала для разработки сценариев
- подготовка и показ презентаций.
Хореографическая студия (оснащена компьютерами, видеокамерой, фотоаппаратом)
- Поиск нового материала к занятиям, мероприятиям, по современной методике танца
- обмен опытом работы(изучение опыта работы других коллективов, учебных программ, разработок)
- связь с другими хореографическими коллективами страны( Ансамбль « Ровесник» г. Благовещенск, ансамбль «Забава» г. Красноярск, ансамбль «Багульник» г. Комсомольск , «Иван да Марья» Г. Барнаул.
- демонстрация учебного материала ,просмотр дисков (балетные постановки, отчетные концерты, занятия, мероприятия) анализ проведенных мероприятий.
Студия декоративно – прикладного творчества
- Подготовка раздаточного материала( распечатка элементов узоров, схем, технологических карт)
- поиск теоретического и методического материала.
- Участие в интерактивных конкурсах( выставка работ на сайтах)
- общение в сообществах и на сайтах по декоративно –прикладному творчеству( с педагогами и творческими людьми) позволяет познакомится с новыми технологиями изготовления изделий, узнать интересную информацию по какому либо направлению декоративно прикладного творчества.
- Самостоятельная работа обуч-ся по подбору объектов труда и последовательности обработки изделий.
- Контроль уровня знаний(компьютерное тестирование)
Техническая студия
- поиск теоретического и наглядного материала
- Использование электронной почты
- использование интегрированных программ по различным предметам.
- подготовка и демонстрация материала на экране.(инструкционные и технологические карты,
- подготовка и просмотр презентаций( история Российского флота, история создания самолета, знакомство с профессией столяра) Создана картотека дисков .
Заключение
Очевидным преимуществом использования компьютеров является расширение возможностей педагога в усилении его воздействия на качество усвоения детьми материала, а также повышения эффективности обучения в целом.
Из этого следует, что использование мультимедийных технологий в образовательном процессе способствует:
- повышению качества обучения;
- снижению затрат на организацию и проведение занятий и воспитательных мероприятий;
- перераспределению нагрузки педагогов с рутинной на творческую деятельность, подготовку нестандартных заданий, индивидуальную работу с детьми;
- повышению оперативности обеспечения образовательного процесса учебно-методическими средствами при изменении структуры и содержания обучения;
- уменьшения потребностей в учебно-методических пособиях на бумажных носителях.
- повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента
- возможность за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Вместе с тем имеются и проблемы в применении ИКТ:
- Недостаточная компьютерная грамотность педагогов.
- Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на занятиях, педагог перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
- Нехватка компьютерной техники
Исходя из собственного опыта и изученного опыта работы других педагогов, можно порекомендовать применение компьютерной техники в следующих направлениях работы:
- подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, карточки для индивидуальной работы);
- мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики (мастер-классы), компьютерные модели физических экспериментов);
- интерактивное обучение в индивидуальном режиме;
- обработка статистических данных (построение таблиц, графиков, создание отчётов);
- контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий;
- использование на занятиям и при подготовке к ним интернет-ресурсов
- проведение воспитательных мероприятий и конкурсных программ с использованием мультимедиатехнологий.
Резюмируя актуальность использования мультимедиа следует сделать вывод о том, что в современной системе дополнительного образования при возникновении потребности в определенных учебно-методических средствах при прочих равных условиях - будет отдаваться предпочтение компьютерным системам обучения, а не традиционным формам и методам.
Эффективность внедрения современных средств информационных технологий в образовании напрямую зависит от реализации интенсивных форм и методов обучения, от качества разработки и оптимальности использования в образовательном процессе новых информационных технологий, ориентированных на реализацию педагогических целей обучения.