Современная социально-экономическая ситуация предъявляет повышенные требования к преподавателям Казахстанских вузов. Студенты-выпускники должны обладать определенными умениями и навыками, позволяющими им соответствовать стандартам преподавания выбранной ими дисциплины и современному уровню знаний. Обучиться этому они должны в достаточно короткий срок. Высоко ценятся качество преподавания, самобытность, оригинальность преподавателя, его способность наладить контакт с аудиторией, широкая эрудированность и наличие знаний в смежных областях.
В современной педагогике и психологии наблюдается активизация исследований в области психологии творчества, так как практическая деятельность педагогов в различных сферах деятельности подтвердила научные изыскания в аспекте: творческие достижения имеют не только личностный характер, но и социальный. В современной науке сложилось отдельное направление, изучающее проблемы творчества и творческой деятельности: психология творчества.
Основная задача психологии творчества состоит в раскрытии психических закономерностей и механизмов творческого процесса и креативности. Ряд исследователей рассматривают творчество как основу и механизм развития психики (А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарёв, И.Н.Семёнов и др.), при этом научные изыскания в этой сфере связываются с закономерностями мышления (В.С.Библер, О.К.Тихомиров, Э.Г.Юдин) [1,18].
Исследования психологии творчества проводили следующие зарубежные учёные: Дж. Гилфорд, В. Смит, Е. Торренс, Д.Хэлперн и др., однако, как отмечают авторы Я.А.Пономарёв, Э.Г.Юдин, М.Г.Ярошевский исследования креативности не были достаточно результативными.
Большинство исследователей делают акцент в определении креативности на особенностях или качествах личности. Так, Дж.Гилфорд полагает, что креативность и творческий потенциал могут определяться как совокупность способностей и других черт, которые способствуют успешному творческому мышлению.
В общем виде можно выделить две основные группы подходов к изучению проблемы креативности:
- исследования общепсихологической и концептуальной направленности (С.Л.Рубинштейн, 1941; Д.Б.Богоявленская, 1983; Я.А.Пономарёв, 1976; О.К.Тихомиров, 1969), в которых обосновывались основы психологии творчества, его закономерности и механизмы творческой реализации [2,35];
- экспериментально-эмпирические исследования творчества дифференциально-психологического типа, направленные на выявление, описание, систематизацию личностных характеристик и способностей к творческой деятельности.
Одной из наиболее актуальных проблем современной психолого-педагогической науки является создание общепсихолого-педагогической теории творчества (Б.Ф.Ломов, Я.А.Пономарёв, О.К.Тихомиров).
Требования, которые предъявляются личностью и обществом к результатам образования определило необходимость кардинальных перемен, как в содержании образования, так и в педагогических технологиях.
Эти требования и цели реализуются в креативном подходе, осуществ¬ляемом в образовании - в системе непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей у студентов. Основная цель системы образования - пробудить в человеке творца и развить в нем заложенный творческий потенциал. Важное педагогическое требование к креативному образовательному процессу - непрерывность, преемственность и включение студентов педаго¬гического вуза в активную образовательную среду, в самостоятельное управление творческим процессом. Креативный образовательный процесс предоставляет возможность каждому студенту и на каждом образовательном уровне не только развить исходный творческий потенциал, но и сформировать потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать объективную самооценку. С точки зрения гуманистических позиций развития системы образования, как части социальной системы главным является ориентация на развитие личности и освоение ею базовой гуманитарной культуры. Таким образом, преобразования, происходящие в нашей стране, связаны с потребностью общества в творчески мыслящих людях, способных к самостоятельному и нестандартному решению многообразных задач. Актуальность исследования творческого потенциала, креативности студентов очевидна по ряду причин:
- Недостаточная теоретическая разработка вопросов, касающаяся самого понятия «креативность», структуры творческого потенциала;
- Отсутствие методической разработки данной проблемы;
- Острая необходимость формирования новых кадров, свободных и инициативных, т.к. только творческий педагог может воспитать творческого ученика.
Большое значение в развитии креативности придается общению и групповой работе. В последнее время активно используется проблема поиска и разработка конкретных способов и приемов формирования креативности. Современный образовательный процесс должен быть направлен на ос¬воение эмоционально-ценностного опыта, обеспечение относительной адаптированности личности к социальной и природной сфере, а также способствовать самореализации и раскрытию духовных потенций личности. Это, в свою очередь, требует пересмотра содержания и технологий обучения, что отражено в работах отечественных и зарубежных авторов К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, Е.В. Бондаревской, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В.П. Зивченко, В.А. Кан-Калика, И.Б. Котовой, А.В. Петровского, В.А. Петровского, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова, а также А. Маслоу, Г.Л. Оттпорта. К. Роджерса и многих других.
Решение этой проблемы связано с отказом от передачи только готовых знаний и ценностно-нормативных представлений в процессе обучения с помощью средств репродуктивности и выработкой новых психолого-педагогических технологий обучения личности педагога. В психологии проблему креативности рассматривали Д.Б. Богоявленская, Ч.К. Борисов, А.В. Брушлинсккй, М.С. Каган, В.А. Кан-Калик, А.Г. Ковалев, А.Н. Лук, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, И.Э. Стрелкова, Р.Е. Тафель и другие. Теоретическая основа креативности прослеживается в работах многих зарубежных авторов (Г.Ю. Айзенк, Ф. Баррон, Д. Векслер, М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, Х-Грубер, Р. Крачфилд, А. Маслоу, С. Медник, Р. Стенберг, Р.Е. Тафель, Е. Торранс, М. Уоллах, Дж. Хеслруд, Э. Шехтель и др.) [2,35]. Помимо комплексного структурно-функционального анализа творче¬ского потенциала, изучались следующие аспекты проблемы; психолого-педагогические основы творчества, развития (А.В. Брушлинский, И.С. Кон, Ш. Семенов, С.Ю. Степанов) [3, 57]; субъект-субъектное взаимодействие и продуктивное общение (А.А. Бодалев, Л.Г. Выготский, А.Т. Ковалев, Б.Ф.Ломов); личностные корреляты креативности (Л.Б. Ермолаева-Томина, А.К. Лук, Р.В. Ресюш); развитие творческого потенциала и креативности, воспитание коммуникативной компетентности и коммуникативной культуры (Эд. Де Бокс. МС. Кагав, Р. Крачфклд, А.М. Матюшкин, А.Л Летповекая, Е. Торранс. М. Уоллах) диагностика креативности (Д.Б. Богоявленская, Дж. Тилфорд, Л.Б. Ермолаева-Томина, Е. Торранс, Р.B. Шумаковаa, Е.И. Щебланова).
Таким образом, актуальность проблемы развития креативности студентов педагогического вуза определяется рядом значений: - социальным, так как формируется новый человек с особым складом мышления, способный к радикальным изменениям и преобразованиям; - научным, так как служит средством познания творческих способностей в области интеллектуальной и социальной креативности; - практическим, так как возможно применение новых технологий для непосредственного развития креативности.
Литература:
- Пономарёв, Я.А. Психология творчества: перспективы развития/ Я.А.Пономарёв // Психологиче-ский журнал. - 1994 - № 6. – С.38-50.
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей /Д.Б.Богоявленская. - М.: Издатель-ский центр Академия, 2002. – 320 с.
- Брушлинский, А.В. Психология мышления и кибернетика /А.В.Брушлинский. - М.: Изд-во «Мысль», 1970. - 191 с.
- Брушлинский, А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение кибернетика / А.В.Брушлинский. - М.: Институт практической психологи; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – С.35-201.