Одним из вариантов реализации метода проектов в среднем специальном учебном заведении является творческое проектирование опорных конспектов. С методико-педагогической точки зрения Шаталовский опорный конспект, или лист опорных сигналов, представляет собой построенное по строгим правилам и принципам наглядное средство обучения, в котором сжато и кратко изображены основные узлы, вехи учебного материала.
Принципиальная психолого-педагогическая значимость опорных конспектов, как эффективной формы средств наглядности, применяемых в процессе изучения любого учебного предмета и особенно дисциплины Ботаника и физиология растений, обусловлена двумя очень важными методическими идеями. Значимость первой идеи заключается и проявляется в том, что каждый студент, как бы он ни освоил новый учебный материал, все равно при ответе у доски в процессе проверки и оценки знаний преподавателем всегда вынужден преодолевать две трудности одновременно:
- определять, о чем и в какой последовательности говорить;
- выбирать средства передачи содержания, особенно главного смысла ответа.
Вследствие этого ответ нередко получается неуверенным, необоснованным, сбивчивым, неубедительным, слабо аргументированным, следовательно неудовлетворительным. Применение же опорных конспектов, конечно, при условии, если они выполняются и осмысливаются самим студентом, позволяет без особых затруднений преодолеть обе эти трудности. При обучении ботаники студенты последова¬тельно изучают технологию проектирования творческого опорного конспекта путем поэтапного осмысления плана опорного конспекта, его структуры и взаимосвязи всех компонентов и со¬ставляющих. Существуют разнообразные рекомендации по составлению такого конспекта, но все они сводятся примерно к следующему:
1) Прочитать текст параграфа, темы.
2) Составить план.
3) Придумать условные обозначения.
4) Использовать цвета, помня об их смысловой нагрузке.
5) При необходимости объединить информацию в смысловые блоки
6) Презентовать свой творческий опорный конспект.
При выполнении студентами данного вида деятельности преподаватель выполняет корректирующую и консультирующую функции. В работе над проектом можно использовать компоненты художественно-графической и знаковой презентации информации, в то же время необходимо следовать определенным принципам и алгоритмам составления творческого конспекта.
Творческий опорный конспект направлен на достижение следующих целей:
- актуализацию творческой деятельности студентов;
- включение всех видов памяти;
- развитие абстрактного мышления (опорный сигнал - ассоциативный символ).
Компоненты конспекта могут быть представлены опор¬ными сигналами, опорными рисунками, опорными блоками. Опорный сигнал, он же ассоциативный символ, может быть представлен знаком, словом, схемой, рисунком, то есть является единицей информации, так как несет определенную смысловую нагрузку. Очень важен в конспекте опорный рисунок, либо де¬тально выписанный, либо условный, схематичный, но всегда позволяющий легко воспроизвести изображенную информацию. Информация о какой-то части темы может быть представлена в опорном блоке - определенной структуре взаимно расположен¬ных опорных сигналов.
Принципы составления творческого конспекта, как пра¬вило, следующие:
• лаконичность (минимум изображений, так как перегрузка недопустима);
• наглядность (четкое прослежива¬ние главной идеи);
• разнообразие (монотонность «выключает» внимание);
• структурность (строгая логическая последователь¬ность выстраивания материала);
• асимметричность (учитывание психологических особенностей восприятия);
• воспроизводи¬мость (уровень насыщенности конспекта печатными знаками не должен затруднять воспроизведение).
Помимо обычных схем-конспектов со стрелками, блочно-структурированного текста, текстуально-схематического и дру¬гих типов опорных конспектов в практике широко используются творческие проекты конспектов, где в основном применяются ас¬социативные символы - знаки, схемы, рисунки, несущие «за¬шифрованную» информацию. Они могут быть собраны в блоки и создают в целом единую картинку, которая помогает соста¬вить полный рассказ по изученной теме на уроках обобщения материала.
Например, при выполнении работы над опорным конспектом для темы «Систематика растений» Отдел плауновидные студенты отметили распространение видов, особенности строения спорофитов, особенности анатомического строения стебля, размножение, значение в природе, практическое применение человеком и т. д.
Использование такого вида деятельности на уроках помогает снять напряженность психолого-педагогических проблем и опти¬мизировать учебный процесс в целом. Наглядное сжатое изо¬бражение большого объема информации с помощью занима¬тельных символов и рисунков, мнемонических приемов легко включает мыслительную активность студентов, «вытаскивая» из самых дальних уголков памяти все, что было изучено ранее. Различные ассоциативные мостики выводят на межпредметные связи, раскрепощают воображение. Преподавателю, остается только направлять и корректировать поиск истины, который студенты ведут само¬стоятельно.
Таким образом, каждый студент оказывается успешным в соответствии со своими личными, индивидуально-психологическими особенностями мышления, а не навязанными ему извне (преподавателем, учебником, другим авторитетом) способами рассуждения. Из пассивного слушателя он превращается в активного полноправного участника учебного процесса. Такой подход к обучению не снижает общее желание учиться, а, наоборот, способствует дальнейшему развитию и других внутренних мотивов.
- Рубрика: СПО
- Формат: zip
- Просмотров: 185
- Скачиваний: 12