Каждый подросток рано или поздно сталкивается с трудностями в профессиональном самоопределении. У юношей и девушек возникают вопросы различного рода относительно их будущего – продолжить ли учиться в 10-м классе или поступить в учреждение среднего профессионального образования, какое направление деятельности выбрать, стоит ли прислушиваться к советам родителей или принять абсолютно самостоятельное решение.
В дальнейшем будущем подростку предстоит принять еще множество серьезных жизненных решений, и профессиональное самоопределение является первым из таких решений.
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время проблема профессионального самоопределения подростков приобретает все большую актуальность. Мир профессий разнообразен и велик. Вследствие наличия разнообразных направлений деятельности подростку очень нелегко сделать этот социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении. В юношеском возрасте каждый стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Каждому предстоит выход на путь профессиональной деятельности и нахождение своего истинного места в жизни. От того насколько верный выбор был сделан старшеклассником зависит его положение в обществе, ценность его как работника, удовлетворенность трудовой деятельностью, физическое и психическое здоровье, эмоциональное состояние. Выбор профессии, как правило, осуществляется на основе внешних и внутренних факторов. К внешним относятся – востребованность и престижность профессии, возможность ее получения, заработная плата, а также мнение сверстников, учителей и старших членов семьи. К внутренним факторам относятся склонности, способности и интересы самого подростка.
В отечественной психологической литературе описывают два подхода к пониманию проблемы профессионального самоопределения. Согласно первому подходу к данной проблеме, самоопределение рассматривается как естественный процесс, который начинает проявляться в подростковом возрасте и понимается как личностное самоопределение. Это отражается в трудах С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божовича, И.С. Кона, В.Ф. Сафина, Шавира П.А., А.В. Мудрика.
Согласно второму подходу, профессиональное самоопределение в юношеском возрасте рассматривается как процесс организованный искусственно. Методологические основы психологического подхода к проблемам самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном. Данный подход отражен в разработках таких отечественных ученых, как: Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, П.А. Шавир, С.Н. Чистякова, Е.И. Головаха и многих других.
Не смотря на выраженный интерес ученых относительно проблемы профессионального самоопределения и наличие множества исследований по данной теме, профориентационная работа в современных условиях не в полной мере способствует формированию у учащихся сознательного профессионального самоопределения в соответствие с особенностями личности каждого подростка и востребованностью на рынке труда. В связи с этим возникает необходимость в изучении факторов влияния на профессиональное самоопределение школьников.
Таким образом, все выше перечисленное обуславливает актуальность избранной темы исследования «Проблемы профессионального самоопределения учащихся 9-х классов».
Объект исследования: юноши и девушки 9 класса.
Предмет исследования: особенности профессионального самоопределения учащихся 9-х классов.
Цель исследования: Изучить проблему профессионального самоопределения у старшеклассников.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ литературы по проблеме профессионального самоопределения подростков.
- Изучить и проанализировать психологические особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности.
- Изучить факторы, влияющие на профессиональное самоопределение учащихся.
- В соответствии с целью исследования отобрать и описать систему методик изучения профориентации старшеклассников.
- Проанализировать результаты эмпирического исследования.
- Разработать практических рекомендаций по итогам проводимого исследования.