Актуальность проблемы применения современных технологий в образовательном процессе вызвана интеграционными и информационными процессами, происходящими в обществе, становлением новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания (а иногда и хорошо забытые старые), новый подход к процессу обучения.
Современная ситуация в образовании представляет значительную свободу в использовании новых подходов, разработке педагогических технологий, способствующих развитию у учащихся личностного роста и развития. Введение новых ФГОС существенным образом меняет требования к результатам образования. Достичь этих результатов можно только при использовании новых педагогических технологий обучения.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии и технологии проблемного диалога. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации ученика.
Тексты для работе на уроке были подобраны о Великой Отечественной войне, так как приближается праздник Великой Победы 9 Мая. Такие тексты обогащают представления детей о Великой Отечественной войне, вызывают чувство гордости за своих предков и стремление быть достойными их памяти и подвига. Межпредметная интеграция способствует не только активизации учебной деятельности, но и воспитывает критическое мышление, самостоятельность и ответственность, любовь к своему краю.
На этапе актуализации знаний использовала для работы в парах приём "Лови ошибку", а также был составлен кластер для активизации мыслительных процессов, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обобщение.
На этапе построения проекта выхода из создавшейся ситуации коллективно был составлен алгоритм, для реализация построенного проекта использовалась памятка. Всё это способствовало многократному повторению правила. На этапе самостоятельной работы с проверкой по эталону детям было предложено интересное творческое задание. На этапе включения в систему знаний и повторения детям было предложено поисковое задание, что помогло рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, а также подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему "Глагол".
Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования, соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учащихся четвёртого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Предложенные задания, парная работа носили как развивающий, так и воспитывающий характер. На каждом этапе урока отрабатывались ключевые понятия темы. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и применить их в новой ситуации.
На уроке использовался мультимедийный проектор (для экономии времени на уроке, развития интереса к обучению, обобщения знаний). Применение проблемно - диалогического обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.
Таким образом, применение современных методов, форм, технологий помогают сделать занятия эмоционально окрашенными, интересными, вызывают у детей живой интерес, что содействует хорошей результативности урока, а учителя нацеливают на формирование у младшего школьника основ умения учиться.
Тема урока: Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.
Тип урока | Изучение нового материала. |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с правилом написания безударного суффикса в глаголах прошедшего времени; |
Планируемые предметные результаты | Познакомятся с правилом написания безударного суффикса в глаголах прошедшего времени; научатся объяснять способ образования глаголов прошедшего времени; правильно писать безударный суффикс в глаголах прошедшего времени; образовывать глаголы прошедшего времени от неопределенной формы глагола |
Метапредметные УУД | Познавательные УУД: анализировать информацию в соответствии с учебной задачей, осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; регулятивные: использовать при выполнении заданий алгоритм и памятку; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя текст заданий, понимать прочитанное; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого |
Личностные | Осознанно готовиться к урокам русского языка, понимать важность научных знаний для жизни человека и развития общества, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке |
Оборудование: | Презентация к уроку, раздаточный материал: листы с заданиями, карточки для работы в паре и самостоятельной работы, учебник В. П. Канакиной «Русский язык» 2 часть, 4 класс. |