Овощи - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 135
  • Скачиваний: 7

                                                                Конспект урока

                                                      Для обучающихся 5-6 класса

                                       с умеренной умственной отсталостью и ТМНР

                                              по учебному предмету: Развитие речи.

Тема урока: «Овощи».

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: 

Создание условий для формирования устойчивого понятия «овощи» и их предназначения.

Задачи:  

Образовательные:

  1. Создать условие для формирования понятий фрукты и овощи и обобщающего понятия «Овощи»
  2. Расширять знания учащихся по теме «Овощи» (где растут, как и когда собирают, что готовят).

3.Создать условия для формирования представления о «словах – признаках», «словах – действиях».

4.Учить составлять рассказ по опорным картинкам

Коррекционно – развивающие:

 Создать условия для коррекции и развития речи: расширять активный и пассивный словарь, развивать связную речь; развитие мелкой моторики; развитие мышления; зрительного и слухового восприятия.  

Воспитательные:

Создать условия для формирования эмоционально – волевой сферы (усидчивости и выдержки, целенаправленного устойчивого внимания, положительного эмоционального отклика).

Методы обучения:

  • Эвристический метод;
  • Показательный метод;
  • Алгоритмический метод;
  • Репродуктивный метод

Оборудование: карточки с изображением овощей, муляжи овощей, предметные и сюжетные картинки по теме «Овощи», «картинки – помощники», трафареты овощей, интерактивная доска.

 

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы и методы организации взаимодействия на уроке

БУД

Организационный момент

Установление контакта, проверка готовности к уроку.

Внимательно слушают учителя

 Фронтальная

 Формирование внимания, эмоциональной рефлексии.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Организация работы по включению обучаемых в обсуждение вопросов для определения темы урока

Отвечают на вопросы, опираясь на тематические картинки, карточки

Фронтальная, индивидуальная

- определение и формулирование цели урока с помощью учителя;

- формирование коммуникативных навыков

Актуализация знаний

Создание условий для активизации доступных мыслительных операций и познавательных процессов.

 Отвечают на вопросы, работают с тематическими картинками, карточками

 Ролевая игра, индивидуальная

 - закрепление представлений об овощах

Выявление затруднения.

Выдвигает проблему, обеспечивает мотивационное выполнение, создаёт условия для обобщения и выявления проблем.

Смотрят иллюстрации с овощами, отвечают на вопросы

Эвристический метод,

Групповая и индивидуальная.

- пополнение представлений об овощах;

- формирование связной речи; 

- репродукция огорода с овощами

Разработка плана по выходу из создавшихся затруднений, поиск оптимального решения

Создание ситуации для включения обучаемых в доступную для них деятельность по ликвидации затруднений.

 Поиск противоречий через переформулированные вопросы.

Фронтальная и индивидуальная

- формирование и активизация связной речи;

- обобщение знаний по теме «Овоши».

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

Создание ситуаций для познания нового

Слушают, повторяют за учителем слова-признаки

Показательный метод обучения

Фронтальная и индивидуальная

- расширение активного и пассивного словаря по теме «Овощи»;

- развитие речи;

- тренировка памяти

Первичное закрепление

Создание ситуаций для закрепления пройденного

 В группе совместно проговаривают названия овощей

 Групповая 

 

Самостоятельная работа и по эталону

Создание ситуации успеха для каждого обучающегося.

Индивидуально

Алгоритмический и репродуктивный метод,

Индивидуально

 

Включение в систему знаний и умений

Развивает связную речь, побуждает мыслительную деятельность

Работают с пиктограммами

Репродуктивный метод,

Индивидуальная и фронтальная

- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей среде;

- развитие фонематического слуха;

- развитие речи;

- тренировка памяти

Рефлексия учебной деятельности, чувств и эмоций

Организует эмоциональную рефлексию, формулирует вывод, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности

Отвечают на вопросы, выражают свое настроение

Репродуктивный метод,

Фронтальная, индивидуальная

- формирование умения совместно с учителем формулировать вывод;

- выражать свои эмоции при помощи пиктограмм - смайликов

Ход урока

-  Речь учителя

+ Речь обучающихся

Этап

Содержание

Примечание

Организационный момент.

-Вот звонок нам дал сигнал:

 Он учиться нас позвал,

 А мы время не теряем

 И урок наш начинаем.

1 мин.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

--Сегодня я приготовила для вас загадку. Внимательно послушайте ее и найдите отгадку на одной из четырех картинок (иллюстрации времен года).

-Какое сейчас время года? (+ Осень)

-Какие дары нам делает осень? (+Овощи, фрукты)

-Какие овощи вы знаете? (+Морковь, капуста, лук…)

Проводится беседа о том, что такое овощ, чем он отличается от фруктов.

Учитель объясняет, почему морковь является овощем, и даёт простейшее определение овоща, указывая на его отличительные признаки (овощ растёт в огороде: на кустике или в земле).

- Ответь предложением по образцу (Морковь – овощ, потому что растёт на огороде, в земле).

2-3 мин.

Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

-К нам в гости пришёл Зайка. Он просит нас помочь собрать ему урожай. Давайте пройдём к нему в огород и соберём овощи.

(Учащиеся выбирают из предложенных карточек овощей и фруктов только овощи). Загадываются загадки, из выбранных карточек учащиеся показывают и проговаривают отгадку.

-Сто одежек – все без застежек. (+Капуста)

-Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (+Морковь)

-Заставит плакать всех вокруг-хоть он и не драчун, а … (+Лук)

     Игрушечный заяц,

карточки с овощами

4-5 мин.

Физкультминутка

 

 

Импровизация движений в такт стихотворения.

Дети в огород идут,

А там овощи растут, дети спинки наклоняют,

И горох они срывают. (последняя строчка повторяется, меняется название овоща)

2 мин.

Выявление затруднения.

- А сейчас ребята мы посмотрим с вами видеофильм про огород и что там растет. Смотрите внимательно – я буду задавать вам вопросы!

 Просмотр фильма сопровождается комментариями учителя, вопросами к обучающимся. Затем работа с иллюстрациями.

Разложи овощи на столе. Назови их. Рассмотри картину «Огород». Найди на картинке овощи, которые лежат у тебя на столе. Назови овощ

Картинка «Огород», карточки с овощами

5 мин.

Разработка плана по выходу из создавшихся затруднений, поиск оптимального решения

- Ребята, у вас на парте есть фигуры разные по форме (круг, овал …) и цвету (зеленый, желтый…)  Я буду показывать овощ, а вы назовите цвет и форму, используя «картинки – помощницы».

 3-4 мин.

Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту мнем, мнем,

Мы капусту трем, трем,

А потом пирог печем.

Музыкальное сопровождение

1мин.

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

- Отдохнули немного? А теперь снова за работу! Назовите овощ, употребив при этом «слово – признак», обозначающий цвет (Это красный помидор), затем «слово – признак», обозначающий форму (Это круглый помидор). Назови овощ, употребив при этом одновременно «слова – признаки», характеризующие цвет и форму (Это красный, круглый помидор). Далее проводится аналогичная работа с другими овощами.

Карточки с овощами

4-5мин.

Первичное закрепление

- Ребята помогите Зайке разложить овощи и фрукты по разным корзинам. Назови одним словом то, что лежит в корзинах.

муляжи овощей и фруктов

4 мин.

Самостоятельная работа и по эталону

Затем идет индивидуальная работа Игра «Четвёртый лишний». -Посмотри, правильно ли Зайка сложил овощи в корзину (Морковь, помидор, огурец, яблоко).

2 мин.

Включение в систему знаний и умений

Где растут овощи?

1.Учитель беседует с учащимся о том, где растут овощи. Показывает картинки и разъясняет, что обозначает та или иная из них (над землёй – на кустике, на земле, в земле)

2.Положи овощ на своё место. Скажи, где растёт каждый овощ.

3.Что неправильно нарисовал художник? (Огурец на дереве, помидор под землёй).

Как убирают овощи?

1.Учитель объясняет, как убирают овощи, показывает картинки и разъясняет, что обозначает та или иная из них (выдёргивают, срезают, срывают, выкапывают).

2.Соедини линией овощ и соответствующую картинку. Скажи полным предложением (морковь выдёргивают из земли).

Что готовят?

1.Учитель объясняет, что можно приготовить из овощей. Появляется новая «картинка – помощница», обозначающая как используются овощи (суп, салат, сок, соленья).

2.Расскажи, используя «картинки – помощники», что готовят из данного овоща.

5 мин.


Рефлексия учебной деятельности, чувств и эмоций

 -Ребята, вы хорошо поработали!  Молодцы! Давайте вспомним о чем мы говорили на уроке.

- «Где мы с вами побывали? (+В огороде у Зайчика) -Урожай чего собрали? (+Овощей)

-«Почему овощи полезно употреблять в пищу?» (+Потому что они вкусные, витаминные, полезные.

2 мин.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: