Осуществление проектной деятельности в моей практике.
Работая с детьми начальных классов, я стараюсь использовать проектный метод в своей практике. Проектную деятельность я применяю как в урочное время, так и во внеурочное время.
В своей практике я постаралась, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме.
В учебном процессе я использую такие типы проектов, как творческие, исследовательские и информационные.
Прежде всего, начиная работу над проектом, надо пробудить в учащихся интерес к теме проекта. Тему проекта стараюсь сформулировать естественным для детей языком, чтобы вызвать их интерес. Ведь тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, так как участники проекта - младшие школьники. Например: «Однажды на чердаке мы с бабушкой обнаружили целую стопку старых газет. Мы долго думали, что с ними делать. И тут родилась идея! А если дать этим газетам вторую жизнь? И если это проект во внеурочное время, можно вместе с детьми определить тему и составить план предстоящей работы и зачем нам это пригодиться, а затем постепенно начинаю работать над проектом.
На этапе погружения в проект мы с учащимися вместе находим проблемное поле. Из поставленной проблемы проекта выделяем цель и задачи проекта. Задачи проекта - организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта.
На следующем этапе я организую деятельность детей. Если проект групповой, то объединяю детей в группы (по 3 или 4 человека), определяем цели и задачи. По необходимости - определяем роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта.
После того как спланирована работа, начинаем действовать.
И это уже третий этап. Здесь учитель становится наблюдателем. Ребята самостоятельно начинают находить интересную информацию. Не всегда всё получается. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает момент, и ребята обращаются за помощью в решении ставшей проблемы. Многие дети совершенно не умеют пользоваться литературой. Им вэтом помогает учитель, библиотекарь, и даже не исключается помощь родителей и родственников. Например, при работе над проектом «Памяти землякам, павшим в ВОВ, посвящается…»надо взять интервью у своих родителей, родственников, жителей села Чтобы работа не потеряла смысл, её надо постоянно контролировать..
Следующий этап - этап презентации, бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа, проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы.
Защита проекта происходит в классе, в основном на уроке. Дети любят защищать свои проекты и перед ребятами из других классов. Это помогает им понимать значимость выполненной работы. Развивает чёткость и точность речи, смелость.
Ребята защищают свой проект, отвечают на поставленные вопросы:
- как они готовили проект (самостоятельно или при помощи родителей)?
- где находили нужную литературу?
- какие трудности испытывали при выполнении проекта?
- достиг ли проект поставленных целей?
- что бы они изменили, если бы делали этот проект заново?
По итогам защиты поощряются не только те учащихся, кто хорошо проводил свою защиту, но и в особенности те дети, которые задавали умные, интересные вопросы к выступающим одноклассникам. В начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проекта.
Во время работы над проектом «Вторая жизнь старых газет» мы побывали в двух городских, в сельской и школьной библиотеках, посетили редакцию газеты «Маяк», увидели старинные станки, на которых раньше печатали газеты. Нам подарили подарки: цветной картон и бумагу, а так же дети познакомились с различными профессиями людей, работающих в редакции.
В начальной школе можно выделить следующие виды проектов:
-по доминирующей в проекте деятельности:
Исследовательские (по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.)
Информационные (направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы)
практико-ориентированные (нацелен на решение социальных задач), Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
ролево-игровые (Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, дети берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации )
творческие (предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.)
- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
-по месту проведения: урочные, внеурочные;
-по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.
- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.
Проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.
Основными этапами проектной деятельности являются:
- Поисковый
- определение темы проекта;
- поиск и анализ проблемы;
- постановка цели проекта.
- Аналитический
- анализ имеющейся информации;
- сбор и изучение информации;
- Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.
- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
- анализ ресурсов.
- Практический
- выполнение запланированных технологических операций;
- текущий контроль качества;
- внесение (при необходимости) изменений.
- Презентационный
- подготовка презентационных материалов;
- презентация проекта;
- изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).
- Контрольный
- анализ результатов выполнения проекта;
- оценка качества выполнения проекта.
Исследовательская деятельность:
Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
Постановка цели и конкретных задач исследования.
Определение объекта и предмета исследования.
Выдвижение гипотезы.
Выбор метода (методики) проведения исследования.
Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования.
Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы:
- выбирает (принимает решения).
- участвует в командной работе;
- оценивает информацию участников проекта, предложенные идеи с позиций ее полезности для проекта.
Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, работать со справочниками, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере и др.
Если тема уже выбрана, приступаем к ее выполнению немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться.
Формы продуктов проектов. Формы презентаций.
Перечень возможных форм продуктов:
- видеофильм
- выставка
- газета, журнал
- игра
- постановка
- коллекция
- мультимедийный продукт
- справочник
- макет
- наглядные пособия, плакат,
Прежде чем выбрать форму представления результатов, определяем, сколько времени потребуется на подготовку.
Перечень возможных форм презентаций:
- демонстрация готового продукта
- праздник
- выставка
- спектакль
- реклама
При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом ученики в основном высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись.
Каждый участник проекта заполняет отчет.
Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность. Особую роль в этом возрасте играют групповые проекты.
Опыт организации проектной деятельности указывает на преимущества применения проектного метода в образовательном и воспитательном процессе:
- Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся.
Успешные, способные учащиеся при выполнении проектов могут проявить свои познавательные и творческие способности. Таким детям требуется помощь только в виде консультирования.
Проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом, заинтересовавшись какой-то проблемой, и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях, часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах, на деле почувствовав себя нужными и значимыми.
- Работа над проектами стимулирует познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам, сплачивает коллектив.
Выводы.
Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.
Меняется роль учителя: из носителя информации и знаний, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников.
Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка.