«Методологическая основа воспитания и социализации учащихся в рамках реализации ФГОС»
В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) четко говорится, что особое требование к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условия реализации – это обеспечение личностного развития обучающихся.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Приоритетами в образовательном процессе являются здоровье учащихся, процесс воспитания и социализации личности ребенка, создание безопасной и комфортной образовательной среды.
Нынешняя реальность объективно требует воспитания и развития у растущего поколения качеств самостоятельного, инициативного, ответственного человека, который способен к выстраиванию позитивных отношений в различных сферах своей жизни. От того, какие ценностные ориентации будут сформированы у детей сегодня, от того, насколько подростки будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит в дальнейшем путь развития нашего общества в целом, следовательно, в приоритете развитие успешной социализации детей.
Личностная ценность индивида является важнейшим фактором процесса социализации. Нравственные принципы поведения, глубокие и постоянные привязанности, мировоззренческие убеждения человека -основное содержание ценностных ориентаций. Образование личностных смыслов учения и жизни, педагогическая поддержка становления детской индивидуальности, воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ребёнка являются основными образовательными и воспитательными процессами. Значимыми становятся не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество; целостное развитие, саморазвитие и личный рост учащегося. В силу этого ценностные ориентации личности оказываются объектом целенаправленного воздействия со стороны общества.
Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями.
Целью воспитания и социализации учащихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Процессы воспитания и социализации учащихся протекают параллельно. Эти два процесса направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни, пути социального самоопределения.
На процесс воспитания оказывают влияние много факторов: образовательное учреждение, иерархия общественных ценностей окружающая природная среда, семья, вуз, искусство и средства массовой информации, детские и молодежные организации, повседневная профессиональная деятельность. Содержание процесса воспитания состоит из целей, методов и средств, применяемых в воспитательном процессе, а также из достигнутых результатов.
Цели воспитания – ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Направление воспитания определяется единством цели и содержания.
Для достижения вышеуказанной цели в воспитательном процессе применяются различные методы воспитания .
В процессе профессиональной деятельности педагог осуществляет выбор и применяет методы воспитания в зависимости от существующих условий и возможностей. На выбор методов воспитания влияют возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их интересы и потребности, социальное окружение, а так же собственные возможности педагога.
Эффективно организованный воспитательный процесс приводит к формированию способности человека к самовоспитанию.
Самовоспитание – процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.
Самообразование – это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений, благодаря собственным устремлениям и выбранным средствам. Педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться в данных понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение». Внешние факторы – воспитание, образование, обучение – лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. Таким образом, самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознание, способности к анализу – при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей.
Согласно ФГОС, воспитание в образовательной организации необходимо проектировать через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой происходит присвоение (а не просто узнавание) ценностей учащимися.
Воспитательная работа в образовательной организации является главным аспектом организации грамотного взаимодействия педагогов и учащихся, а так же с другими субъектами социализации.
Обогащение внутреннего мира ребенка – важная задача каждого педагога индивидуально и педагогического коллектива в целом. Процесс воспитания будет эффективным в том случае, если он будет многогранно охватывать и пронизывать все виды деятельности:
- учебную (в границах разных образовательных дисциплин)
- внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.).
Ценностно-нормативная основа взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации отражена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой ФГОС.
Воспитание представляет собой ценностно-ориентированный процесс. Следовательно, воспитание и социализация являются главными процессами, которые влияют на становления личности ребенка.
В процессе социализации происходит усвоение человеком социального опыта посредством вхождения в социальное окружение, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.
Социализация – это процесс приобщения индивида к социуму, включения его в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждения себя и выполнения социальных ролей; это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей. Причем социализация протекает как стихийно в результате воздействия на человека его окружения – будь то средства массовой информации, телевидение и определенная социальная среда, – так и целенаправленно, благодаря планомерному сознательному воздействию на молодого человека с целью достижения желаемого влияния и результата. Сочетание обоих вариантов: стихийного и целенаправленного, – нацелено на то, чтобы индивид приобщился к культуре и стал полноправным, полноценным членом общества.[1]
Процесс воспитания и социализации реализуется на основе следующих принципов:
- Принцип ориентации на идеал предполагает проектирование воспитательного процесса с учетом определённых идеалов, которые отражаются в истории России, в различных культурах (религиозная культура, культура традиций народов мира).
- Аксиологический принцип характеризуется формированием у учащихся группы ценностей.
- Принцип следования нравственному примеру ориентирован на формирование у детей нравственного поведения. Особый пример духовно-нравственного развития для учащихся имеет личность педагога, его нравственная сторона.
- Принцип диалогического общения со значимыми другими является особо важным для подростков. Поиск смысл жизни, а так же выработка личностью собственной системы ценностей невозможно миновать диалоговое общение.
- Принцип идентификации. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру формирует нравственную сторону личности, способствует развитию собственных нравственных обязательств.
- Принцип полисубъектности воспитания и социализации. Применение данного принципа в воспитательном процессе возможно при условии социально-педагогической деятельности различных субъектов: учреждений системы дополнительного образования, школы, семьи, учреждений культуры и спорта и др. деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива образовательного учреждения в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, и определять ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации учащихся.
- Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем.
- Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей.
Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию.
Образовательному учреждению как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка. Задача педагогического коллектива образовательного учреждения - создать оптимально благоприятные условия организации учебно-воспитательного процесса, которые направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира.
Результаты вышеуказанного процесса отражаются в трёх уровнях:
Первый уровень результатов предполагает приобретение учащимися социальных знаний и первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося со своими педагогами как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов предполагает получение детьми опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательной организации. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов характеризуется получением учащимися опыта самостоятельного общественного действия.
Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами своей образовательной организации, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, подросток действительно становится (а не просто узнает том, как стать) социальным деятелем.
Важнейшим аспектом воспитательной системы является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ребенка.