Развитие компетентности учителя-предметника в условиях современного информационного общества - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 127
  • Скачиваний: 10

Образование-это мир человека,

и он должен быть достойным его,

чтобы, находясь в нем,

человек мог улучшать и мир,

и себя в нем.

А.М.Новиков, академик РАО

Реформирование системы образования в Республике Казахстан направлено не только на повышение качества образования, но и на приведение его в соответствие с современными общеевропейскими требованиями.

Смысл современного образования-в развитии способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности. Смысл организации образовательного процесса – в создании условий для формирования у обучаемого опыта самостоятельного решения проблем (О.Е.Лебедев. Шк. технологии,2004,5)[I]

Приоритетными направлениями в образовательной политике многих государств, в том числе и Казахстана, стало стремление интегрироваться в европейское образовательное пространство.

В Европейской квалификационной системе определены восемь базовых компетенций:

уметь общаться на родном языке; уметь общаться на иностранных языках; уметь проявлять навыки по элементарной математике и компетенции в науке и технологии; уметь проявлять компетенции в области цифровых технологий/информационные компетентности; уметь учиться; уметь проявлять межличностные, межкультурные, социальные и гражданские компетенции; уметь проявлять навыки предпринимательства; уметь формировать ценности на основе мировой и национальной культуры.

В формировании данных компетенций ведущая роль отводится учителю. Компетентностный подход « по-новому определяет уровень образованности в современных условиях как способность решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, действовать в ситуациях неопределенности. Акцент смещается в сторону развития способностей использовать полученные знания». [I] Решение проблемы требует изменений в структуре организации образовательного процесса и в его технологии.

Есть два пути решения проблемы: как простому учителю в короткий срок освоить компетентностный подход в образовании – через систему повышения квалификации и через самообразование.

В основе и первого, и второго пути должно быть заложено следующее:

- потребность и готовность учителя к переходу от традиционных методов обучения к современным;

- овладение педагогами новыми педтехнологиями;

- освоение технологии построения современного урока.

Реформа системы среднего образования предполагает разработку новой национальной модели школьного образования, которая будет отличаться от старой иной методической системы обучения.

В связи с этим, «в педагогической практике актуален поиск наиболее эффективных путей и способов организации учебно-воспитательного процесса, формирование познавательного интереса, мотивов учения школьников и воспитание общественно-активной личности»[II]. Овладение современными педагогическими технологиями-одна из важнейших задач, стоящих перед учительством страны.

Педагогические технологии должны обеспечить становление личности, успешной в профессиональной и семейной сферах, находящейся в согласии с другими людьми и самим собой. На сегодняшний день одними из самых современных и продуктивных являются информационные технологии. Они способствуют развитию ключевых компетенций, как учащихся, так и учителя. Известно, что учитель может научить только тому, чем сам владеет в совершенстве. Отсюда возникает проблема: не каждый учитель в совершенстве владеет ИКТ.

В условиях глобализации, когда происходит всемирная экономическая, политическая и культурная интеграция, необходимо овладевать информационными технологиями.

Информационные технологии «позволяют  построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;  коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам; охватить обучением одновременно значительное количество учащихся, обеспечив высокое качество подготовки; применять в практической деятельности приобретаемые знания и навыки по мере их освоения; последовательно отслеживать уровень знаний и приобретённых навыков».[IV]

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они

позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам; активизируют познавательную деятельность учащихся; развивают творческий потенциал учащихся; осовременивают урок; формируют иную, чем на традиционных уроках, культуру поведения учителя - он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь только в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей.

В условиях современного информационного общества, - общества основанного на знании, - образовательные технологии становятся все более ориентированными на пользователя, они должны уметь гибко адаптироваться к современным условиям, должны быть направлены на выработку устойчивой мотивации к учению.

Для этого нужно не просто повышать свою педагогическую квалификацию, а постепенно менять представление о системе преподавания в целом, отходить от традиционной системы, осваивать новый, компетентностный подход в образовании.

Образование стоит сегодня перед вызовом. Суть этого вызова «состоит в необходимости в изменении ориентации человека в мире, в необходимости формирования нового типа мышления, нового понимания человеком своего места в истории, обществе и мире».[III]

Современный учитель становится во все большей степени консультантом, наставником и посредником. Его задача - «помочь учащемуся самому сформировать свое образование и осознать свою личную ответственность за это». [III]. Следовательно, методы обучения должны меняться в сторону приоритета личной мотивации, критического мышления и умения учиться.

В книге Г.А.Рудик  «Компетентностный подход в образовании» современный урок рассматривается в пяти проекциях:

На современном уроке следует отказаться от номиналистики предметного знания и стремиться закладывать фундамент универсального видения мира в координатах «природа-общество - человек». На современном уроке следует отказаться от системы овладения буквой знаний и руководствоваться системой овладения духом знаний. На современном уроке следует не «разжевывать»  знания, а дать возможность ученику добывать знания в пределах своих потребностей. На современном уроке следует не передавать знания, а формировать жизненно важные качества личности ученика; следует готовить не к поступлению в университет, а к жизни. На современном уроке следует вести ученика не к накоплению знаний, а к социальной мудрости.

С точки зрения данных проекций нужно подходить к каждому уроку.

В заключение хотелось бы привести слова Данильченко В.М.,доцента кафедры общей педагогики Комсомольского-на-Амуре педагогического университета: «Человечество, озабоченное своим выживанием, всё больше обращается к проблемам образования, его развития и совершенствования, поскольку уже сейчас решается, каким будет новый век-просвещенным или невежественным, гуманным или агрессивным. В 21 веке и новом тысячелетии проблемы образования становятся приоритетными во всем мире, так как они определяют будущее каждой страны в отдельности и планеты в целом. Перед нами стоит стратегическая задача, воспитания образованной и ответственной личности, способной обеспечить не только собственное жизнетворчество, но и разумную жизнедеятельность других людей».[V]

Список литературы

1.Сборник «Развитие творческого  и интеллектуального потенциала личности в условиях специализированной школы для одаренных детей. - Петропавловск,2007

2.Менеджмент в образовании. Информационно-методический вестник РИПК СО. - Алматы,1999

3.Г.А.Рудик Компетентностный подход в образовании (вопросы и ответы). - Монреаль,2012

Энциклопедия педагогических технологий. - С.-П.:Каро,2002 Полемика: Электронный журнал, 2002 выпуск, 13 Государственный общеобязательный стандарт начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан, ГОСО РК 2.3.4.01-2010

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: