Особенности социального развития дошкольников
При поступлении в детский сад происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Возникает новая структура отношений. В период дошкольного детства ребенок проходит большой путь овладения социальным пространством и системой нормативного поведения в межличностных отношениях с детьми и взрослыми. Он осваивает правила взаимодействия с людьми и учится действовать в соответствии с этими правилами. Заинтересованность в одобрении со стороны взрослых приводит к пониманию необходимости и потребности соответствовать положительному эталону. В более старшем возрасте потребность приобретает личностный смысл и у ребенка появляется такая черта личности ,как ответственность , формируется ответственное отношение к своим действиям и поступкам. Вместе с тем развивается возможность оценивать свои поступки и поступки окружающих и делать соответствующие выводы, главной становится общественная мотивация. Овладевая рефлексией, ребенок учится анализировать собственное психическое состояние, прогнозирует возможную реакцию окружающих, стремясь вызвать их одобрение и положительную оценку хороших поступков. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность обращения к взрослому, за оценкой результатов своей деятельности и достижений.
На данном этапе ребенок с помощью взрослого( в его присутствии демонстрирует правильное поведение) ,но психологически самостоятельно обретает ответственность за свое поведение. Взрослому необходимо выражать уверенность, что ребенок не может вести себя иначе. Это важно ребенку , чтобы утвердиться в своих моральных качествах.
Согласно из взаимодействия о Ж.Пиаже, моральное чувство у детей возникает из взаимодействия между их развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом.
Две стадии развития морального чувства: стадия нравственного реализма-оценка нравственности поступка или поведения по его результату не умея учитывать и оценивать намерения. Вторая стадия нравственного релятивизма, осознавая, что правила создаются людьми , в некоторых случаях люди вынуждены от них отступить или изменить их. Дети приходят к осознанию относительной нравственности поступка и при оценки исходят из намерений и мотивов человека, а не из результатов и последствий .
Данная теория была развита Лоуренсом Кольбергом, он пришел к выводу о трех уровнях развития нравственного самосознания у людей. Доконвенциональный уровень развития-правила поведения не нарушаются в присутствии взрослых. Конвенциональный уровень-правила не нарушаются и в отсутствие взрослых из-за страха наказания. Постконвенциональный- правила не нарушаются в соответствии с собственными моральными позициями. Согласно Л.Кольбергу на нравственный выбор ребенка оказывает влияние оценка других людей. Ребенок как бы заключает некое нравственное соглашение (конвенцию) с миром , обязуясь вести себя определенным образом. Возможность принятия этой конвенции появляется в определенном возрасте. Ребенок дошкольник в силу своего возраста может быть либо нравственным реалистом, либо иметь доконвециональный уровень нравственности.
Поскольку ведущей деятельностью дошкольника является игра, то именно через нее ребенок учится овладевать социально значимыми знаниями и умениями, все виды игр помогают детям освоить социально одобряемое поведение, научиться сопереживать, согласовывать свои действия с другими.