Особенности проведения спортивного часа в общеобразовательной школы
М.А. Крывкина
Проблема физического и психического здоровья детей всегда волновала родителей и учителей. Сегодня она усугубилась вследствие увеличения учебной нагрузки, ухудшения факторов окружающей среды, снижения двигательной активности детей. Потребность ребенка в активном образе жизни, в движении запрограммирована самой природой. Нарушение этой программы приносит вред здоровью [ 1 ].
Школьная среда – мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростков. Станет ли она фактором, наносящий вред здоровью ребёнка, препятствует его полноценному развитию или станет средой, способствующей наиболее полному раскрытию его возможностей и талантов. Большое количество современных школьников имеют различные хронические заболевания, а физическое развитие их и подготовленность часто не соответствуют возрастным нормам.
Мы часто слышим разговоры о гиподинамии, т.е. о снижении физической активности, недостаточной физической нагрузки. В условиях школы устранение гиподинамии можно осуществить всеми видами физического воспитания, являющимися ежедневными, массовыми и обязательными для всех здоровых детей. Для этой роли хорошо подходят все виды физкультурно-оздоровительной работы в режиме школ с продлённым днём.
Одним из компонентов физкультурно-оздоровительной работы в школе во внеурочное время является спортивный час, проводимый в группе продлённого дня. Он введён с целью отдыха учащихся, увеличения двигательной активности[2]. Современные требования СанПиНа 2.4.2.2821-10 рекомендуют организовать так режим работы группы продленного дня, чтобы обеспечить максимальное возможное оздоровительное влияния и сохранения работоспособности обучающихся, посещающих группы продленного дня, необходима рациональная организация режима дня, начиная с момента прихода в общеобразовательное учреждение, и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий[4]. Изучив реальную картину, нами установлено, что в большинстве случаев физкультурные занятия в группах продлённого дня заменяются обыкновенной прогулкой. Это снижает уровень заинтересованности младших школьников в занятиях физической культурой и спортом.
Из вышеизложенное можно заключить, что содержанию и качеству проведения спортивного часа в группах продлённого дня со стороны воспитателей общеобразовательных учреждений уделяется крайне мало внимания. Этот компонент физкультурно-оздоровительной работы наименее разработан.
Таким образом, налицо противоречие между: возросшими потребностями в увеличении двигательной активности младших школьников, и не разработанностью эффективных методик.
В этой связи актуальной является проблема выявления особенностей проведения спортивного часа, способного восполнить недостаточную двигательную активность детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – исследовать особенности проведения спортивного часа с учётом уровня развития физических качеств младших школьников и этим оказать помощь учителям и воспитателям, работающим в режиме групп продлённого дня.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить реальную картину проведения спортивного часа в группе продленного дня.
3. Разработать рекомендации по организации и проведения спортивного часа в режиме групп продлённого дня.
4. Проверить экспериментально эффективность разработанных занятий.
Методы и организация исследование.
Педагогическое исследование проводилось на базе МБОУ ВМР «Огарковская средняя общеобразовательная школа » Вологодской области Вологодского района в течение учебного года с сентября 2015 года по май 2016 года. В эксперименте принимали участие 2 группы по 12 человек младшего школьного возраста от 7 до 9 лет.
«Спортивный час» в экспериментальной и контрольной группе проводился 2 раза в неделю. В экспериментальной группе дети занимались по разработанной нами методике, а в контрольной спортивный час проводился традиционно, в основном в виде прогулок.
Характерной чертой спортивного часа является его близость по своим организационным особенностям к уроку физической культуры. Основное содержание физкультурных занятий в экспериментальных группах представляло собой подвижные игры, упражнения игрового и соревновательного характера с преимущественной направленностью на развитие физических качеств и совершенствование двигательных действий: быстроты (в начале учебной недели), силы и ловкости (середина недели), гибкости и выносливости (конец недели). При этом упор делался на те дни в недельном цикле, когда в учебном расписании отсутствовали уроки физической культуры [ 3 ]. Содержание спортивного часа согласуется с учебным материалом программы по физической культуре для младших школьников, дополняет его и способствует лучшему усвоению и закреплению двигательных навыков, увеличивает двигательный опыт, совершенствует моторное развитие младших школьников.
С целью оценки и анализа показателей уровня развития физических качеств нами проведено педагогическое тестирование в начале, в середине и в конце второго этапа педагогического эксперимента. Тестирование проводилось с соблюдением одинаковых условий для испытуемых.
Всего было использовано четыре теста: прыжок в длину с места с двух ног, наклон туловища вперёд из положения «сидя», «челночный бег» 3х10 (с), бег на 30 м, которые обрабатывались методом математической статистики по t-критерию Стьюдента.
По результатам математической обработки t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок по всем тестам на начало эксперимента показал, если tрасчетное меньше tграничного, то принимается гипотеза Но: т.е. группы статистически значимо не отличаются друг от друга и принадлежат одной генеральной совокупности, имеющие различия можно считать как случайные. Следовательно, обе группы были равнозначны и соответствовали требованиям, предъявляемым к организации педагогического эксперимента.
Рисунок 1. Динамика результатов в беге на 30 м до, в середине и после эксперимента в контрольной и экспериментальных группах
При повторном тестирование в середине эксперимента анализ результатов экспериментальной группы показал, что по тесту бег на 30 м были выявлены достоверные различия tрасчетное больше tграничного (3,3 больше 2,07), что свидетельствует о достоверном приросте показателей(рис.1). А в контрольной группе достоверных различий по отношению к исходному уровню не выявлено tрасчетное меньше tграничного (1,5 больше 2,07). В конце эксперимента в экспериментальной группе после тестирования и обработки методом математической статистики выявлен достоверный прирост показателей tрасчетное больше tграничное(10 больше 2,07). У контрольной группы тоже показатели немного возросли, tрасчетное больше (tграничного; 3,3 больше 2,07).
Рисунок 2. Динамика результатов в прыжках в длину с места до, в середине и после эксперимента в контрольной и экспериментальных группах
В прыжках в длину с места в середине эксперимента показатели экспериментальной и контрольной группы достоверно не различаются. В конце эксперимента показатели достоверно различаются: в контрольной группе t расчетное больше t граничного (3,5 больше 2,07), но у экспериментальной группы изменения значительнее t расчетное больше t граничного (6,7 больше 2,07) (рис.2).
Рисунок 3. Динамика результатов в наклоне туловища вперёд из положения «сидя» до, в середине и после эксперимента в контрольной и экспериментальных группах
В третьем тесте наклон туловища вперёд из положения «сидя» в середине эксперимента, у экспериментальной группы t расчетное больше tграничного(4,3 больше 2,07), у контрольной группы t расчетное больше t граничного (2,4 больше 2,07). Это значит, что выявлены достоверные различия между группами. На конец эксперимента у экспериментальной группы t расчетное больше t граничного (9 больше 2,07), у контрольной группы t расчетное больше t граничного (4 больше 2,07), поэтому различия между группами статистически достоверны.
Рисунок 4. Динамика результатов в челночном беге до, в середине и после эксперимента в контрольной и экспериментальных группах
В челночном беге в середине эксперимента достоверный прирост показателей одинаковый как у экспериментальной группы, так и у контрольной t расчетное больше t граничного (6,7 больше 2,07; 6,7 больше 2,07) (рис. 4).
На конец эксперимента у экспериментальной группы выявлены достоверные приросты показателей t расчетное больше t граничного (15 больше 2,07), у контрольной группы также есть прирост показателей t расчетное больше t граничного (6,7 больше 2,07), поэтому различия между группами статистически достоверны.
На диаграммах видно, что по сравнению с начальным тестированием в конце эксперимента результаты достоверно выше в экспериментальной группе, чем в контрольной. Положительная динамика у испытуемых контрольной группы произошла благодаря занятиям на уроках физической культуры, а в экспериментальной – за счёт специально разработанных занятиях.
Поэтому можно сделать вывод, что разработанная нами методика эффективна и может использоваться при проведении спортивного часа в общеобразовательной школе для повышения уровня развития двигательных качеств детей младшего школьного возраста.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методы физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. М. 1990 г. 287 с.
2. Копылов Ю.А. Модернизация школьного физического воспитания, Журнал «Управление начальной школой»№7, 2010 г.
3. Курганский C.М. Организация учебного процесса, Журнал «Управление начальной школой» №9, 2011
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ Г.Г. Онищенко от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»