Важной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, которые дают школьнику возможность для самовыражения и самосовершенствования. Информатизация общества, многообразие социальных взаимодействий, рост темпа нашей жизни требуют от нас мобильности, увеличения объема знаний, развития креативных способностей. Обществу сейчас требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы и творчески подходить к работе. В начальной школе встает проблема создать благоприятные условия для развития креативных (творческих) способностей младших школьников в процессе обучения через использование интерактивных форм и методов обучения. Учителю на уроках в начальной школе необходимо формировать учебную мотивацию на основе творческого интереса. Урок должен пробуждать тягу к знаниям, у детей должна возрастать потребность в более полном и глубоком усвоении учебного материала, урок должен развивать инициативу и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладевать знаниями, умениями и навыками, но и развивать свои творческие способности. Для этого необходимо, чтобы в начальной школе присутствовали такие формы, приемы и методы на уроке, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность ребенка за результат своего труда. Интерактивное обучение – это такое обучение, в котором практически все дети на уроке вовлечены в процесс познания.
Целью интерактивного обучения является создание комфортных условий обучения, при которых ученики чувствуют свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Задачами интерактивных форм обучения являются:
• пробуждение интереса к познанию
• самостоятельный поиск учениками путей решения учебной задачи
• установление воздействия между учащимися, обучение работать в команде
При использовании интерактивных технологий роль учителя перестаёт быть главной, он только регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, контролирует время и порядок выполнения работы. Ученикам приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи.
Интерактивный прием - операция взаимодействия учителя и обучающегося в процессе реализации интерактивного метода обучения.
Интерактивный метод - это система правил организации взаимодействия обучающихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, когда происходит получение УУД.
Интерактивные методы обучения можно использовать на любых этапах урока: эмоциональный настрой, мотивация и целеполагание, активизация имеющихся и получение новых знаний, рефлексия и т.д.
При использовании технологий интерактивного обучения ученик становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания.
Структура урока при использовании методов и приемов интерактивного обучения состоит из следующих этапов:
1. Мотивация. Для создания мотивации используются проблемные вопросы, загадки, сценки, чтение отрывков из литературных произведений, просмотр видеосюжетов.
2. Целеполагание. Сообщение целей позволяет дальнейшую деятельность сделать целенаправленной. Учитель учит детей формулировать цели урока.
3. Предоставление новой информации может проходить в форме мозгового штурма, мини-лекции. Этот этап позволяет отобрать то, что учащиеся знают, а что им незнакомо и непонятно.
4. Интерактивные технологии. В их качестве практикуется работа в группах. Лучшим вариантом является наличие в каждой группе учащихся с разным уровнем информативности, что позволяет дополнять и обогащать знания друг друга
5. Новый продукт. Учитывая усвоенный учащимися объём информации им даётся возможность сделать свои выводы и выразить свою точку зрения.
6. Рефлексия. На этом этапе предполагается подведение итогов проделанной деятельности учащихся. Этот этап позволяет учащимся выделить новые усвоенные знания, и определить в каких случаях они могут быть применены.
7. Оценивание. Сложность этого этапа заключается в том, что оценка должна стимулировать учащихся для дальнейшей работы.
8. Домашнее задание. После использования на уроке приемов интерактивного обучения предлагаются задания, которые позволят детям творчески переосмыслить изученного материала: сочинение , мини-исследование, рисунок, кроссворд, задания для квеста и т.д.
Каковы основные характеристики интерактивности урока?
1 Многоголосье. Это возможность каждого участника урока иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме.
2 Диалог. Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в решении задачи.
3 Мыследеятельность. Она заключается в организации активной мыслительной деятельности детей и учителя. Не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.
4 Создание ситуации успеха. Ведущие условия для создания ситуации успеха – позитивное и оптимистичное оценивание учащихся.
5 Рефлексия. Это самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.
Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе предполагает организацию и развитие диалогового общения, результатом которых станут взаимопонимание, взаимодействие, решение общих задач. В ходе обучения дети учатся критически мыслить, решать проблемы путем анализа обстоятельств и информации, оценивать разные мнения, принимать решения, участвовать в обсуждениях. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с различными источниками информации, используются творческие работы. Учитель на таких уроках направляет деятельность учащихся на достижение целей урока.
Интерактивные технологии, используемые на уроках в начальной школе:
1 Дискуссия.
Учебная дискуссия – это спор, направленный на решение задач обучения:
- задачи на сопоставление разных точек зрения, поиска истины;
- подготовка ученика к самостоятельной исследовательской работе ;
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- развитие коммуникативных умений: вести диалог, слушать, соглашаться с мнением партнера, возражать, доказывать свою точку зрения;
- развитие у школьников потребности в аргументации высказываемых положений;
- воспитание уважительного отношения к другому мнению, стремление к согласию.
В начальной школе уже с первых дней учитель должен учить детей общению, учебному диалогу, выступая первоначально в роли ведущего. Применение дискуссии рекомендуется лишь тогда, когда дети обладают хорошей степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний, в предметной подготовке к теме дискуссии, т. е. в 3-4 классах. На первых порах (1-2 классы) усилия педагогов сосредоточены на формировании дискуссионных процедур. Учитель помогает выявить различные точки зрения, способы аргументации. Чем больше учащиеся приучаются мыслить, тем активнее становится их творческий потенциал. Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на вопросах и ответах, а на обращении учеников друг к другу для разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы.
Учебная дискуссия высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.
Важными являются результаты деятельности младших школьников по взаимодействию в группе: переработка сведений; представление своей точки зрения как позиции, ее аргументация; выбор и взвешивание подходов к решению проблемы; применение подхода как результата осознанного выбора.Наиболее распространенными приемами организации обмена мнениями, которые представляют собой свернутые формы дискуссии, являются: «круглый стол», «заседание экспертной группы», «форум», «дебаты», «судебное заседание», «аквариум».
2 Работа в парах и группах.
При групповых методах работы действуют следующие принципы:
1 Взаимного обогащения
2 Обмена информацией
3 Использования личного опыта
4 Взаимопомощи и взаимопонимания
5 Ответственности и долга
Основные принципы деления на группы:
-По желанию. Объединение в группы происходит по взаимному выбору.
-Случайным образом. Группа, формируемая по признаку случайности
-По определенному признаку. Такой признак задается либо ведущим, либо выбранным участником. Можно разделить группы в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.
-По выбору «лидера». «Лидер» в данном случае может либо назначаться организатором (в соответствии с целью, поэтому в качестве такового может выступать и аутсайдер), либо выбираться игроками. Формирование групп осуществляется самими «лидерами».
-По выбору педагога, можно, например, объединить учеников с равными интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе группы.
Групповую работу целесообразно использовать на следующих этапах урока: при закреплении изученного материала (работа в группе помогает ученику мобилизовать свои знания по данной теме, уметь владеть методом взаимопроверки), при объяснении нового материала (ставится задача, которую дети в группе должны решить), при повторении пройденного (дети работают по схеме – «учусь сам – учу другого»).
Групповая технология даёт каждому ребёнку эмоциональную поддержку, без которой у стеснительных и слабых детей развивается тревожность, а у лидеров искажается становление характера, возможность самоутвердиться, учителю дает дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.
3 Проект- самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
Учебный проект должен соответствовать следующим требованиям:
- Наличие значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической;
- Работа над проектом начинается с планирования действий по разрешению проблемы;
- Проект обязательно требует исследовательской работы учащихся;
-Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
-Подготовленный проект должен быть представлен , т.е. презентован.
4 Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, когда анализ правильности или неправильности производится после проведения штурма. Целью применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. На этапе высказывания идей нет оценок, позволительны любые идеи, чем больше, тем лучше. Главное, высказать кратко, без объяснений и доказательств. И только на заключительном этапе необходимо выполнить оценку идей и провести рефлексию. На уроках мозговой штурм использую при разгадывании познавательных загадок, состоящий из 3 частей - подсказок: от незначительных до способствующих отгадке. После представления каждой части загадки дети могут предположить, что или кто задуман. И делают они это с помощью мозгового штурма. Диапазон ответов постепенно уменьшается, пока, наконец, не остаётся один правильный ответ.
5 Аквариум - форма диалога, когда дети обсуждают проблему «перед лицом общественности». Интерактивный прием «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
Это дает возможность ученикам видеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысли.
.
Использование интерактивных технологий обучения в начальной школе позволяет сделать ученика активным участником образовательного процесса, формировать и развивать познавательную активность младшего школьника. Применение интерактивных методов и приемов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире
. Список литературы
1. Ваганова Н.А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала школьников.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров – М.: Издательский центр "Академия", 2004
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С.-Пб.: Союз, 2002.
4. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.
5. Романовская М. Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2007 г., №6.
6. Шкуричева Н. А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период // Начальная школа, 2006 г., №8.
7. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.