Любому обществу нужны одаренные люди, ведь именно они двигатель прогресса. Мне кажется, что одаренные дети - будущая элита страны, от которой зависит ее дальнейшее развитие. Главная задача учителя — помочь ученику развить свои задатки, способности, интеллект. Одарённые дети — признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. В каждой школе есть дети, которых можно отнести к одаренным (они могут быть разных уровней):
- «Яркий», просветленный;
- Умеренно одаренный;
- Высоко одаренный;
- Исключительно одаренный;
- Необычайно одаренный.
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Это большая ответственность.
Прежде всего, он должен быть прекрасным учителем — предметником, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. Для этого необходима высокая профессиональная компетентность учителя.
Наконец, учителю необходимы качества, связанные с определенным типом одаренности: интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной.
Но как говорится в пословице (один в поле не воин), работа с такими детьми это работа не одного учителя, это работа всего коллектива школы. Именно целенаправленная и систематическая работа позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний. И каждый учитель – предметник пользуется своими методами и приемами, но они должны соответствовать общей программе развития одаренных детей.
Существуют несколько стратегий обучения, которые я использую в своей работе. Каждая стратегия позволяет в разной степени учесть требования к работе с одаренными детьми.
- Ускорение. Этой стратегией я пользуюсь, когда возникает необходимость учесть потребности и возможности детей, отличающихся высоким темпом развития.
- Углубление. Эффективно по отношению к детям, увлеченным той или иной темой, предметом. При этом мы более глубоко изучаем отдельные темы, часто выходим за рамки школьного курса.
- Обогащение. Эта стратегия предполагает обучение с выходом за рамки традиционных тем за счет метапредметности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным способам и приемам работы.
- Проблематизация. Предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные. Они являются либо элементом обогащенных программ, либо внеурочной деятельности. Я широко использую эту стратегию в своей работе. Она включает в себя проектную деятельность. В своей работе я комбинирую эти стратегии и использую приемы и методы, которые позволяют развивать в моих учениках качества, присущие одаренным детям.Любознательность. Любопытство — характерно для каждого здорового ребенка. У большой части детей любопытство не перерастает в любознательность, их поисковая активность носит ситуативный, неустойчивый характер. Важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям, а она — в устойчивую познавательную потребность, поэтому я всячески стимулирую любознательность ребят, желание находить новые источники информации, знакомить с ними всех ребят. Использую такой прием как актуализация, использование исследовательских методов, создание ситуации успеха, метод парадокса.
Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи. Оригинальность ярко выражается в тематике и характере творческих работ, сочинений, проектов и других продуктах учебной деятельности. В качестве зачетных работ по изученным темам мы используем написание проблемных эссе, мини-проектов, групповых и индивидуальных проектных работ и пр. Использую критический анализ источников, высказываний современников, диспуты, дискуссионные обсуждения.
Способность к оценке. Предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей. Это составляющая критического мышления. Главным условием при этом является четкая аргументация оценки.
Работа с одаренными детьми требует больше времени, сил и подготовки. Но, несмотря на это мы — учителя получаем удовольствие от своих одаренных учеников как от интересных людей. Мы чаще обсуждаем с ними темы, прямо не связанные с учебными занятиями, свободно обмениваются точками зрения, позволяем школьникам учить себя, смотрим на обычные ситуации через их понимание мира (и оно зачастую отличается от нашего).