«Использование интерактивных форм и методов обучения как эффективный путь повышения качества усвоения учебного материала»
В современных условиях, активного развития информационного пространства, невозможно обойтись без различных форм и методов обучения, в том числе и интерактивных, в образовательном процессе.
При преподавании физики они играют немаловажную роль, как при проведении уроков, так и при подготовке к ним.
При проведении уроков физики я применяю следующие интерактивные формы, методы и средства обучения:
1. Деловая игра.
2. Мини-лекция.
3. Дискуссия.
4. Просмотр и обсуждение учебных видеофильмов.
5. Презентации.
6. Творческое задание.
Самой распространенной формой на данный момент является мультимедиа презентация. Этот вид сопровождения урока позволяет акцентировать внимание на самых главных элементах изучаемого материала, включить анимации и видеофрагменты. Кроме того, мультимедиа-презентации применяются студентами, при выступлении с докладами и сообщениями. При подготовке презентации к уроку необходимо учитывать следующие особенности:
1) презентация должна быть наглядная, слайд не должен содержать много текста, текст должен быть крупным и удобочитаемым;
2) презентация должна быть иллюстрирована: содержать рисунки, фотографии, схемы;
количество слайдов должно быть ограничено (15-20 слайдов);
3) презентация не должна вызывать неприятных ощущений, вызванных динамическим воспроизведением и сменой кадров, или цветового дискомфорта;
4) самая важная информация должна быть размещена на первых и последних слайдах.
При создании презентации следует помнить, что она является сопровождением выступления, доклада, или урока, а не заменяет его. Нередко учащиеся при выполнении презентаций пытаются разместить в ней всю информацию, моя роль как учителя в данной ситуации заключается в том, чтобы корректировать содержание презентации и ее восприятие. Это является наиболее актуальным при защите проектов, конкурсных и исследовательских работ. Во всех конкурсах при оценивании работы учитывается наглядность, которая в большинстве своем представляет мультимедиа презентацию.
Другой формой применяемой при обучении физики, является использование электронных пособий. Электронные учебники и обучающие программы целесообразнее использовать при работе с интерактивными моделями, которые представлены в таких продуктах как «Живая физика», «Открытая физика».
Работа с такого рода программами позволяет заглянуть вглубь явления, рассмотреть процессы, которые невозможно наблюдать в «живом» эксперименте. Кроме того, самостоятельная работа студентов с этими программами способствует развитию познавательной активности студентов.
Для активного применения этих форм и методов на уроках нам самим необходимо овладеть определенными умениями:
1) обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов;
2) создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентаций (MS PowerPoint), продемонстрировать презентацию на уроке;
3) использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
организовать работу с электронным учебником на уроке;
4) осуществлять поиск информации в сети Интернет в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
5) организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в глобальной сети непосредственно на уроке;
6) работать на уроке с материалами Web-сайтов.
Преимущества использования интерактивных форм и методов обучения:
Активизация познавательной деятельности учащихся;
Повышение мотивации учащихся
Экономия времени на объяснение материала;
Дифференцирование работы учащихся;
Увеличение накопляемости оценок;
Создание комфортности на уроках.