В возрасте 11 - 13 лет в организме ребёнка начинаются существенные физиологические и психологические изменения, которые необходимо учитывать и родителям, и учителям, ведь именно в этом возрасте у школьника появляются новые предметы, которые ранее он не изучал. [1]Физика-это сложная наука, с этим никто не поспорит, предлагаю разобраться с ней с помощью обычных детских игрушек.
При начальном изучении предмета, необходимо искать любые возможности для демонстраций и объяснений тех или иных физических явлений, изучаемых на уроках. На помощь приходят - игрушки. Игрушка-предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, служит для умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания, помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. [2]
Принцип их работы основан на физических явлениях и законах, что приводит не только к возможности демонстраций явлений, но, несомненно, повышает интерес к предмету. Почему неваляшка возвращается все время в исходное положение? Почему летает самолет и стреляет водяной пистолет? На все эти вопросы знает ответ сложная наука физика.
При изучении темы «Относительность движения» невозможно обойтись без машинок. Первичное представление об относительности движения дети получают, наблюдая характер перемещения участников «дорожного движения»: равномерное или нет, сравнивают скорости различных машин, фиксируют изменение скорости в зависимости от точки наблюдения (системы отсчета). Хорошо известен принцип действия популярной детской игрушки-"неваляшки" - эффект возвращения в одно и то же состояние достигается за счёт смещения центра тяжести. Благодаря этому у неё есть только одно положение устойчивого равновесия (на основании) и только одно положение неустойчивого равновесия (на голове).
Это хорошо работает 7 классе. [3]
С помощью игрушек можно проверить домашнее задание, попросив ученика продемонстрировать новые понятия в действии. Например, показать равномерное движение с использованием обычной машинки, ну а если прикрепить к машинке маркер и рассматривать движение на чистом листе бумаги, то будет четко видно траекторию движения. Приложений много –главное это желание.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что обыкновенная детская игрушка может помочь ребенку в понимании учебной программы, которая и так устроена довольно плотно, нередко ученики не успевают понимать учебный материал из-за этого возникают пробелы, и школьник попросту теряет интерес к этому предмету, и не хочет ничего делать, вследствие чего падает успеваемость, и это, несомненно, отражается на рейтинге школы.
Урок с игрушками можно проводить, как заключительное занятие в году в VII классе.
Он будет:
- Развивать интерес к предмету.
- Тренировать учащихся в обнаружении известных им физических явлений в нестандартных ситуациях.
- Возбуждать желания сознательно изучать физику в следующих классах.
Использование на уроках игрушек, помогает добиться того, что даже самые слабые ученики будут проявлять интерес к физике, а сильные - найдут применение физических законов и явлений в более новых и современных игрушках, которые понятны и доступны абсолютно всем.
Список использованной литературы:
- Соколов И. И. Методика преподавания физики в средней школе. — 2012. С-45
- Ситаров В.А. Дидактика М.: Издательский центр «Академия», 2014. С-78