Образовательное пространство современного урока татарского языка и литературы - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 133
  • Скачиваний: 12

Родной язык является связывающим звеном сохранения самобытности народа, культуры, обычаев. В настоящее время школа, так же как и все образование в целом, повернулась к личности ученика и пытается создать условия для становления его как субъекта собственной жизни. Повсеместно предпринимаются попытки создания образовательной среды, способствующей самореализации учащихся.

Обучение татарскому языку в русскоязычной школе имеет свои особенности.

Цели и задачи поставленные в работе :

  • формирование первичных умений и навыков устной речи, чтения и письма с опорой на коммуникативный подход к изучению родного языка;
  • включение обучающихся в диалог;
  • сознание того, что именно через родное слово, родной язык человек познает мир. 

Родной язык является связывающим звеном сохранения самобытности народа, культуры, обычаев.

В настоящее время школа, так же как и все образование в целом, повернулась к личности ученика и пытается создать условия для становления его как субъекта собственной жизни. Повсеместно предпринимаются попытки создания образовательной среды, способствующей самореализации учащихся.

Процесс преподавания татарского языка и литературы в школе носит не только образовательный характер, но и направлен на воспитание успешной личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности.

Возникает проблема: учащиеся не разговаривают между собой, значит и исчезает литературный язык. Но тем не менее, мы должны адаптировать учеников к жизни в век информации. Знакомство с компьютером – это только одна часть адаптации. Компьютер дает возможность на уроках татарского языка и литературы, используя разнообразные методы и приемы, развивать творческие способности учащихся.

Мы пытаемся формировать и развивать творчески мыслящую личность ребенка, способную принимать нестандартные решения. Основной результат нашей деятельности - получение детьми прочных знаний, умений, навыков по предмету, умение их применять на практике.

Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке вырастающей трудности и сложности с тем, чтобы школьник поднимался по ступеням. Каждый новый урок должен, на мой взгляд,  базироваться на предыдущих.

Чтобы создать интерес к предмету мы, учителя татарского языка, используем игровые элементы, проводим уроки-диспуты, уроки- ярмарки, уроки- лекции и. т.д.

Это способствует активизации учебной деятельности. Учащиеся активно работают, развиваются.

Каким должен быть современный урок татарского языка и литературы? Этот вопрос является актуальным для всех учителей татарского языка, которых волнует проблема модернизации образования, которым небезразлично, что будущее поколение затрудняется высказывать собственное мнение, что у многих ребят бедный словарный запас, мало общаются на родном языке, некоторые вообще не читают книги.

Все мы сейчас находимся  в состоянии перехода к информационному типу общества. Новые  информационные технологии открывают большие возможности  расширения  образовательных рамок по каждому предмету, и татарский язык не является исключением. Поэтому одно из условий творческой деятельности учителя- это использование информационно- коммуникационных технологий.

Рабочие уроки с использованием ресурсов сети Интернет позволяет глубже изучить творчество писателей, совершить экскурсии по литературным музеям, участвовать в различных заочных конкурсах, что повышает  интерес учащихся к изучаемому материалу, расширяет их кругозор.

Применение компьютерных технологий можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что увиденное запоминается гораздо лучше, значительно возрастает экономия времени учебного времени, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

В своей практике я использую конспекты-презентации, созданные в программе Microsoft Power, содержащие краткий текст, рисунки.   При использовании таких презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой должны быть показаны самые важные моменты темы.

Так, например, были созданы конспекты-презентации по произведениям Г.Тукая «Шурале», «Водяная» («Шүрәле»),(«Су анасы»). Материалы использованы из ресурсов Интернета. На экране появляется рисунок и отрывок из произведения на татарском языке. Предлагаем учащимся перевести данный отрывок. Затем на экране появляется  литературный перевод данного отрывка. Предлагаем учащимся сопоставить переводы, ответить на вопросы: какой перевод более точный, какие конструкции показались тяжёлыми при переводе, какие слова не перевели. Такую работу можно провести по любому изучаемому  произведению по литературе. Достаточно богатый, разнообразный материал из ресурсов Интернета можно использовать при изучении темы «Татарские национальные праздники», «Татарские национальные блюда». Причём,  не только на уроках, но и  при проведении внеклассных мероприятий, которые носят, например спортивный, состязательный характер (татарские национальные игры и состязания).

На уроках родного языка с помощью информационных и коммуникационных технологий возможно организовать выполнение всех традиционных видов упражнений на зрительное восприятие, вставку букв, постановку знаков препинания, редактирование текста. Необходимую информацию можно выделять: для привлечения внимания учащихся к неправильно написанной или вставленной букве использовать «мигалку»; в таблицах и правилах делать большего размера нужную букву. Использование компьютера в обучении родному языку позволяет развить у учащихся навыки чтения, письма, а также  значительно расширить словарный запас. Основные упражнения и методические приемы при работе с компьютером следующие:

  1. Вопросно-ответный диалог.
  2. Диалог с выборочным ответом.
  3. Диалог со свободно конструированным ответом.
  4. Упражнения на заполнение пропусков.

Компьютер можно использовать как при   объяснении нового материала, так  и при  закреплении полученных знаний .Ученики в ходе изучения нового материала создают обобщающие таблицы, схемы, по всем разделам науки о языке или по литературе, а на этапе закрепления изученного или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач.

Использование компьютерных технологий на уроках показало, что возрастает заинтересованность  учеников материалом, который я хочу преподнести им. В легкой, непринужденной форме диалога, сопровождаемые показом слайдов, приобретаются навыки разговорной речи и легче заучиваются, запоминаются новые слова, а главное - возрастает интерес учащихся к самостоятельному созданию таких презентаций.

Систематическое использование информационных технологий на уроке позволяют  решать такие задачи, как:

  • создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
  • выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
  • преодоление формализма, авторитарного стиля в системе  преподавания;
  • использование личностно- ориентированного обучения;
  • повышение познавательного интереса и творческой активности  учащихся
  • повышение эффективности урока.

Использование компьютерных технологий позволяет совершенствовать методику преподавания родных языков, вносить элементы разнообразия в различные типы занятий, способствует развитию интереса к овладению родными языками.

Таким образом, мы ещё раз убеждаемся:успешное обучение возможно только в том случае, если учителю удается пробудить интерес к изучаемому предмету  и систематически поддерживать его.

Понимая огромную значимость родного языка в духовном, нравственном, интеллектуальном развитии каждого человека, и особенного ребёнка, важно уделять большое внимание приобщению детей к национальной культуре татарского народа, его традициям и обычаям. А театр – лучший помощник в реализации этой цели. Занятия в театральном коллективе необходимы для сохранения национальной культуры, а также правильного понимания древнейших традиций и современных тенденций развития татарского искусства. Таким образом, можно воспитать думающего зрителя, понимающего и любящего национальное театральное искусство.

Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: