Образовательная экскурсия как форма реализации образовательной программы ДОО
Канищева М.Н.,Ишекова О.В, воспитатель
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов дошкольников на необходимость создания условий в дошкольной образовательной организации , открывающих возможности для позитивной социализации, личностного развития, формирования инициативности и творческих способностей детей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими их возрасту видов деятельности.
Дошкольники испытывают острую потребность в обогащении впечатлений. В ограниченном пространстве детского сада они начинают испытывать интеллектуальный и эстетический «голод», который может быть утолен только благодаря насыщению бытового и образовательного пространства «умными» и «красивыми» предметами, разнообразными материалами, с которыми можно действовать, свойства которых можно исследовать и моделировать; с помощью и по поводу которых можно исследовать и моделировать; с помощью и по поводу которых можно создавать свое игровое пространство, общаться с другими детьми и близкими взрослыми. В программе «Детство» читаем:
Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится
основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Стоит подчеркнуть необходимость создания единого пространства детского сада: гармонии среды разных помещений групп, кабинетов и залов, дополнительных кабинетов — коридоров и рекреаций, физкультурного и музыкального залов, изостудии и театрального зала, комнаты сказок и зимнего сада, лаборатории и творческих мастерских, компьютерного класса, участка.
Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка по всему зданию, а не только в пределах своего группового помещения. Детям должны быть доступны все функциональные пространства детского сада, включая те, которые предназначены для взрослых. Конечно, доступ в помещения для взрослых, например в методический кабинет, кухню или прачечную, должен быть ограничен, но не закрыт, так как труд взрослых всегда интересен детям. Способность детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.
Проектирование образовательного процесса в ДОУ должно учитывать интересы и предпочтения дошкольников. Важно создавать условия для одновременного возникновения нескольких видов деятельности, которые обеспечат ребенку свободу выбора. Для этого необходимы новые подходы к проектированию образовательной деятельности, уход от жестко регламентированных занятий, не учитывающих быстро изменяющуюся образовательную ситуацию, интересы и мотивацию детей.
С учетом особенностей дошкольного учреждения (отсутствие дополнительных помещений для организации детской деятельности, необходимость обеспечения развивающей предметной среды для реализации приоритетных направлений образовательной деятельности) развивающая среда групп была соответствующим образом переоборудована. А именно, в каждой группе были созданы развивающие центры познавательного и художественно-эстетического направления для проведения образовательных тематических экскурсий по детскому саду. Одни из них возникли на базе существующих коллекций или мини-музеев, но в процессе работы их содержание было дополнено материалами и оборудованием для организации разноплановой деятельности детей, другие были созданы заново. На данный момент они обеспечивают индивидуализацию на уровне группы, объединяют детей, педагогов и родителей, участвующих в их оснащении. Таких центров 11 (7 познавательного направления, 4 – художественно-эстетического) в каждой группе созданы развивающие центры различной направленности. С учетом предметного и методического обеспечения центров, творческой группой педагогов была разработана примерная тематика образовательной деятельности для среднего и старшего дошкольного возраста.
В течение года нами опробована форма образовательной экскурсии, которая является эффективным способом накопления представлений и впечатлений об окружающем мире, соответствующим познавательным потребностям и возможностям дошкольников. Можно представить экскурсию как небольшое исследование окружающего мира, в результате которого ребенок познает новое, совершает свои первые открытия. Кроме познавательного значения экскурсии важны своей эстетической ценностью , которая заключается в приобщении к миру прекрасного, знакомстве с художественными произведениями архитектуры и искусства. Нельзя забывать о том, что патриотическое чувство, возникающее у детей при изучении родного края, способствует формированию уважения к памятниками , нашим предкам , нашей истории.
Экскурсии развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельности. Благодаря им создается ситуация сотрудничества, объединения участников в сплоченный коллектив, который решает общие задачи в совместной деятельности детей и взрослых.
Во время экскурсии используются самые разные методы и приемы- наблюдение, экспериментирование, беседы. Возможно использование ТРИЗ, постановка проблемных ситуаций, сбор материалов для последующей работы (коллекционирование, продуктивная деятельность, организация мини-выставок)
В структуре экскурсии выделяют несколько частей: вводную, основную и заключительную. Вводная часть включает введение мотивирующей ситуации, игрового сюжета, обращение к опыту детей и художественному слову, использование репродукции картин и др. Основная часть предполагает непосредственный выход к месту экскурсии. На этом этапе решаются основные задачи мероприятия: с детьми проводится наблюдение, им предлагается проблемная ситуация, вопросы на сообразительность, опыты и эксперименты. Дети участвуют в дидактических играх, устанавливают взаимосвязи, делают выводы. При необходимости проводится сбор дополнительных материалов, делаются отметки в заданиях, проводится фотографирования и зарисовывание и др. Заключительная часть экскурсии – это подведение ее итогов, высказывания детьми своего мнения. Важным и необходимым элементом любой экскурсии является рефлексия – обмен впечатлениями между участниками мероприятия, взрослыми и детьми, выражение своих эмоций. Это дает возможность получить удовольствие от совместной деятельности, а увлеченность общим делом позволит на длительное время сохранить познавательный интерес у дошкольников.
После проведения экскурсии вся последующая работа может быть спланирована в зависимости от образовательной ситуации. Для дальнейшей работы можно будет выбрать то, что вызвало наибольший интерес у детей с использованием имеющихся методических материалов или разработке новых.
Сейчас я коротко познакомлю вас с содержанием этнографического центра в нашей группе, а затем мы с вами проиграем несколько ситуаций с использованием его материалов.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
1. Пословицы
2. Чалма
3. Кимоно
4. Сложить пазл
- Рубрика: Детский сад
- Формат: zip
- Просмотров: 330
- Скачиваний: 19