Я Орлова С.В. работаю воспитателем в «Коррекционном я/с № 111 для детей с тяжелыми нарушениями речи» г. Алматы.
«Формирование экологической культуры родного края в дошкольном возрасте у детей с ОНР»
.Цель: Становление у детей познавательного, нравственного, эстетического отношения к природе родного края.
.Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
.Актуальность темы
В настоящее время экологическое образование приобретает ведущую роль в решении проблемы выживания человечества. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.
Дошкольники, получающие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это окажет влияние на оздоровление экологической обстановки в стране и соответственно в нашем крае. научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
.Экологическое воспитание детей с ОНР осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях: игровой деятельности, экспериментально – практической деятельности, музыкальной, Физкультурно – оздоровительной, художественной, и трудовой деятельности.
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) не всегда готовы к общению,
замымыкаются в себе, не желают вступать в контакт ни со взрослыми, ни со
сверстниками. При непосредственном общении с миром природы их души
раскрываются, они чувствуют себя «в своей тарелке», частицами этого мира.
Особая роль в экологическом воспитании детей на прогулке отводится
«Экологической тропе». Это новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию. Экологическая тропинка имеет отдельные остановки, каждая из которых несет свою смысловую нагрузку 1. Остановка «Розарий, 2. Зеленая аптека.
3. цветочная полянка.4. парковая зона. 5. Хоровод акаций. 6. Смешанный лес. 7. Лужайка выпускников. 8. Огородная.
.Первым и чрезвычайно важным условием реализации системы логического образования детей с ОНР является создание эколого- равивающей среды.
Это, прежде всего, уголок живой природы в групповом помещении, правильная организация и оборудование которого позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры, 9. формированию трудовых умений и навыков, систематического наблюдения
за объектами живой и неживой природы.
ИГРА ПОМОГАЕТ ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ
Игры помогают запомнить названия растений и животных.
Кроме этого, со старшим дошкольником можно свободно рассмотреть карточки лото, вместе вспомнить, где видели такие растения, где встречали таких животных, поговорить об их особенностях и образе жизни.
Дошкольное детство – это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому психолог Л.С. Выготский назвал ее ведущей деятельностью дошкольного детства.
Экологические занятия в группе часто переплетены с изучением лексической темы, поэтому они приобретают важное значение ни только в формировании экологической культуры, но и в обогащении, расширении лексического запаса слов детей, в развитии правильной, грамотной и связной речи.
Дети учатся задавать вопросы, отвечать на них: «Кто живет в воде?», «Кому нужна вода?» и т.д. Занятия проходят в виде рассказов воспитателя, бесед, наблюдений, практической деятельности в уголке живой природы.
В свободное время дети рассматривают книги играют в настольные игры.
Детей необходимо учить простейшим навыкам и приемам выращивания растений. Вместе с детьми высаживали рассаду цветов на клумбы, собирали, сушили и сохраняли семена для последующих посадок.
Неотъемлемой частью экологического воспитания детей с ОНР является осознание того, что человек - это часть окружающего мира, все люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы сохранить природу.
В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому.
проводили конкурс «Поможем птицам зимой». Формировали представления детей о зимующих птицах, встречающихся в ближайшем окружении.
Дети изготавливали кормушки с родителями, награждали дипломами. На прогулках кормили птиц. Наблюдали за их повадками. Дети принимали активное участие.
Огромное значение имеет экспериментальная работа с детьми дошкольного возраста, вызывающая у ребёнка интерес к исследованию мира. Метод экспериментирования – средство, позволяющее ребёнку моделировать в своём сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, устанавливать взаимосвязи, закономерности.
В этом учебном году мы выполняли «Посадку дубков». Замачивали желуди для проращивания. Сажали в цветочный горшок, ухаживаем . Весной высадим на экологическую тропинку и продолжим исследование, уход и наблюдение.
При ознакомлении детей с природой я основное внимание уделяю ознакомлению детей с природой именно родного края. Родная природа окружает ребенка с первого мгновения его жизни. Она более понятна и доступна ему.Во время тематических занятий по рисованию я использую магнитофонную запись "Звуки природы".
Дети с умилением слушают "звуки природы" и работы получаются намного лучше. В детском саду ежемесячно проводится конкурс детских рисунков .
Также я разработала план работы по экологическому проекту «Цветочная мозайка». На весенний период. С привлечением родителей.
Мы начали проектную работу с родителями в экологическом воспитании дошкольников.
Задачи проекта: Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.
Я хочу научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства.
Природа - наш друг, наша среда! Беречь и охранять её священный долг каждого человека.