Модуль: «Основы православной культуры»
Тема урока «Православная молитва»
Цель: формирование понятий «православие», «мольба», «молитва».
Планируемый результат: начальные представления о моральных нормах носителей разных убеждений, культур, ориентация в нравственном содержании православия.
Ход урока:
Организация класса. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня мы с вами продолжим духовно обогащаться и узнаем много нового и интересного. Изучение нового материала требует повторения и осмысления уже изученного.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: На прошлом уроке я попросила вас дома с родителями подумать и объяснить такое выражение: «Православные люди Бога называют Творцом?»
-Как вы думаете, почему люди сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям?
-Можно ли Ваню назвать православным человеком?
-Как его убеждения проявились в его поступке?
Запись в тетрадь темы урока. Словарная работа.
(Обсуждение названия темы урока с учащимися: «Как вы понимаете тему урока?»)
Учитель: Для выполнения следующего задания, я предлагаю вам объединиться в группы. Каждой группе за 3 минуты необходимо будет найти и объяснить лексическое значение слов: храм, молитва. Для получения информации можно пользоваться толковыми словарями, электронным пособием к нашему уроку.
Учитель: Подробнее с новым материалом мы сможем познакомиться в учебнике.
Знакомство со статьей учебника.
Чтение статьи, осмысление прочитанного.
Учитель: Итак, мы пополнили свои знания, а теперь давайте попробуем применить полученные знания на практике. Я предлагаю вам игру «Дополни рассуждением».
ü Православие – это умение...ü Молитва – это обращение ...ü Люди молятся – люди ... у Богаü Молитву могут произносить ....
Знакомство с видами молитв.
Учитель: Православные люди используют три вида молитв.
Самая распространенная молитва – это просьба «Подай, Господи!» Молитва – благодарение. Используют эту молитву редко, потому что люди часто просят, чем благодарят. Молитва – славословие. Люди в этой молитве переживают радость от своей встречи с Богом, ликуют.
Учитель: Вы можете сами убедиться в точности моих высказываний, если поработаете в электронном приложении к нашему уроку «Интерактивные модели».
Учитель: В процессе работы с «Интерактивными моделями» вы закрепили информацию о видах молитв. Также вы прочитали, о чем может говориться в молитве к Богу. Давайте порассуждаем и сделаем вывод: что нельзя в молитвах просить у Бога.
(Рассуждения детей.)
Вывод: нельзя просить у Бога зла и боли другим людям.
Формирование понятия «святые люди».
Учитель: Если человек молится искренне и правильно, то он, как говорит опыт православной культуры, прикасается с сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, которое меняет человека, делает его добрым, чутким, внимательным по отношению к другим людям, называется благодать (добрый дар). Люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердца струится вера, надежда, любовь, называются святые. Я хочу рассказать вам о жизни преподобного Сергия Радонежского. Мы с вами на уроках окружающего мира говорили о нем, когда изучали нашествие на Русь монголо – татар.
(Во время рассказа учителя дети просматривают иллюстративный материал в электронном приложении к уроку «Святые имена».)
Это интересно: Преподобный Сергий родился в Ростовской области, в знатной благочестивой семье боярина Кирилла и супруги его Марии. Имя ему дали Варфоломей. В семь лет отрока отдали учиться грамоте, но сначала он отставал от своих братьев и очень печалился. Однажды Варфоломей встретил инока-старца, и тот благословил его: «Отныне Бог даст тебе, дитя моё, уразуметь грамоту...» Позже родители отрока переселились в город Радонеж, поэтому впоследствии прп. Сергия стали называть Радонежским.
В глухом месте, недалеко от Москвы, называвшемся тогда Маковец, юный инок стал строить монашескую обитель. Именно на этом месте стоит сегодня самая знаменитая в нашей стране Лавра (монастырь) во имя преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, или, как её называют, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Пустынножительство инока ознаменовалось многими испытаниями, тяжёлым трудом и воздержанием от пищи, но юноша неустанно молился Богу и духовно возрастал. Простые люди и князья стали почитать его и просить молитвенной помощи в болезнях и всяких житейских нуждах, и он никому не отказывал.
Преподобный Сергий жил в тяжёлые времена монголо-татарского ига, но настало время, и русские князья, объединившись, выступили в поход. Великий князь Дмитрий Иоаннович Донской, возглавивший православное воинство, просил Сергия благословить его. Преподобный благословил его словами: «Иди, господин, безбоязненно, Господь поможет тебе против безбожных: победишь врагов своих». В 1380 г., в день великого православного праздника — Рождества Пресвятой Богородицы, произошла знаменитая Куликовская битва, принёсшая славу нашему Отечеству. В Москве, недалеко от станции метро «Цветной бульвар», построен Рождественский монастырь в честь победы на Куликовом поле. Много совершил преподобный Сергий праведных дел. Почувствовав же приближение кончины, призвал братию своей обители для последнего наставления и поучения. Прославление его как святого состоялось в 1422 г., спустя тридцать лет после его кончины.
Осмысление рассказанного учителем:
- Кто или что помогло маленькому Варфоломею «уразуметь грамоту»?
- Как жил отшельник – юноша?
- Что значит «Варфоломей духовно возрастал»?
- О чем просил Дмитрий Иоаннович Донской Сергия Радонежского?
- Что вложил святой в слова молитвы?
Закрепление знаний. Групповая работа.
Учитель: Сегодня на уроке все дети работали очень плодотворно. Особенно я хочу отметить работу в группах, которую вновь хочу предложить вам. Каждой группе (4 группы) необходимо ответить на вопрос (согласно порядкового номера группы) электронного материала «Православная молитва».
Итог.
Учитель: Как православные объясняют, почему человек меняется во время молитвы? Какие люди в православии считаются святыми?
Д\задание: попросите ваших родителей поработать с вами с таблицей и сделать вывод: в чём отличие человека православной культуры от любого другого культурного человека.
Условие работы с таблицей:
Уважаемые родители. Помогите своему ребенку и вместе с ним:
1) отметьте свойство человека православной культуры (закрасьте нужный квадрат (один). 2) Зачеркните тот квадрат (он один), в котором описано свойство, не могущее быть в человеке православной культуры
Много читает, ходит в театры и музеи, может рассказать о своих впечатлениях, дать оценку
Не толкается в общественных местах, при входе в общественный транспорт;
не хохочет во всё горло в общественных местах, не говорит громко, привлекая к себе внимание
Не ведёт пустых разговоров, не сплетничает, не разговаривает часами по телефону
Красиво ест, не объедается, не жадничает за столом, умеет пользоваться столовыми приборами, не выносит из-за стола куски
Внимателен к своему собеседнику, хорошо и заинтересованно слушает, не перебивает
Не спорит, уважительно относится к чужой точке зрения, умеет аргументировать свою точку зрения
Аккуратно, без вызова, но современно и, может быть, даже модно одет
Уважает чужой труд, бережно относится к его результатам, ему не придёт в голову портить вещи или памятники ни тем, чтобы у них что-нибудь отломить, ни тем, чтобы нарисовать графити
Выключает мобильный телефон на собраниях, лекциях, в театрах, тем более в церкви, не показывает, что он исключительно важный и занятой человек
Умеет сдержаться, не ответить хамством или просто грубостью на обидную выходку
Грамотно, красиво говорит и пишет, умеет высказать свои мысли на письме и устно
Умывается, чистит зубы, моет руки перед едой; следит за чистотой белья, одежды и обуви
Не показывает виду, но втайне гордится собой, что много потрудился, чтобы быть человеком культурным
Умеет признать свою вину, неправоту, не стыдится повиниться в этом, попросить прощения
Хранит память о предках, чтит их могилы, помнит о главных событиях отечественной и общечеловеческой истории, уважает жизнь, подвиги и добрые дела ушедших поколений
За лучшие качества, что находит в себе, за свои победы над собственными недостатками благодарит Бога
Соблюдает субординацию, знает своё место в общественной иерархии, но при этом не унижает себя, не лебезит, не заискивает перед вышестоящими и не унижает людей, уважает человеческое достоинство нижестоящих