Методы и приёмы грамотного формирования предметных и надпредметных умений по основам безопасности жизнедеятельности
Учебный предмет основы безопасности жизнедеятельности формирует у учащихся жизненно важные умения и навыки. Большое значение имеет достижение личностных результатов. Тема моей методической работы: «Формирование личности безопасного типа». К каким результатам мы должны стремиться определяет федеральный государственный образовательный стандарт:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать: принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первичную медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий.
Для достижения этих результатов использую различные методы и приёмы, отдавая предпочтение практическим методам обучения и эмоциональной значимости изучаемого материала для детей. Использую технологию витагенного образования. ( Слово «витагенный» в переводе означает «развитие жизни» (vita — жизнь, genos — развитие). Обучение, основанное на актуализации жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях (автор - Белкин Август Соломонович – академик АПСН и МАПО, заслуженный деятель науки, доктор педагогических наук). Опыт жизни – это витагенная информация, не прожитая человеком, связанная лишь с его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности. Жизненный опыт – витагенная информация, ставшая достоянием личности, отраженная в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных условиях. При реализации данной технологии образования, использую следующие приёмы:
- •Прием ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием его связей в образовательном процессе. «Что было бы, если...».
- • Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся. Прежде чем учащиеся получат необходимый запас образовательных (научных) знаний, необходимо выяснить, каким запасом знаний на уровне обыденного сознания они обладают. На уроках я обязательно даю возможность детям высказаться по изучаемой теме, привести свои примеры.
- • Прием опережающей проекции преподавания. Образовательная информация должна накладываться на витагенную, придавая ей опережающее научное объяснение. Приветствую дискуссию. Предлагаю детям дополнительные источники информации. Иногда лишь на следующем уроке мы приходим к единому мнению. Вот один из примеров: учащиеся 9б класса при изучении темы «Брак и семья» утверждали, что носители ВИЧ не имеют права вступать в брак. И только через неделю они приняли образовательную информацию, что не законно скрывать от партнёра факт заболевания. При обоюдном согласии в брак вступать можно.
Один из методов обучения:
- Анализ конкретной ситуации (АКС).
В пятом классе мы начинаем вести дневник безопасности, в котором описываем и анализируем конкретные опасные ситуации, произошедшие в жизни детей.
Описание ситуации | Как можно было избежать | ||
Когда, где и что произошло | Мои действия в этой ситуации | Опасной ситуации | Отрицательных последствий |
Дети не сразу понимают даже смысл последних двух граф, тем более учатся их заполнять. К завершению учебного года многие уверено анализируют опасные ситуации и делают выводы. В дальнейшем обучении мы не просто констатируем факт ЧС, а обязательно их анализируем и делаем выводы. Дети делятся информацией с друзьями и родственниками. Часто ко мне подходят младшие школьники, иногда и родители и сообщают о ЧС. АКС используется на уроках ОБЖ с целью приучения учащихся к системе аналитического поведения в окружающей среде: предвидения опасных ситуаций, оценки и прогнозирования их развития, принятия целесообразных решений и действий для предупреждения возникновения опасной ситуации или смягчения тяжести ее последствий.
- Метод упражнений (надевание противогаза, ватно-марлевой повязки, её изготовление, движение по сигналу регулировщика, сигналы велосипедиста и т.д.)
- Работа с учебником, учебной литературой.
С пятого класса мы учимся выделять главную мысль в тексте, отвечать на вопросы. Выделяем и повторяем определения, решаем ситуационные задачи, предложенные авторами учебника ОБЖ. Например: Гроза застала Вас на улице. Что необходимо предпринять? Составляем по тексту учебника Памятки, а затем защищаем их. При этом часто работаем в парах, реже в группах по четыре человека. К девятому классу учащиеся по большинству тем работают самостоятельно в парах, выполняя письменные работы с помощью учебника. При этом я использую дидактические материалы. Карточки распечатаны на весь класс. Вот пример одной из работ. Здесь нужно заполнить пропуски в предложениях. Ответить на вопросы. Составить список, заполнить таблицу. В 5 вопросе не просто назвать, но и раскрыть суть содержания. В заключительном задании сделать выводы.
С помощью учебника мы выполняем практические задания в классе и дома.
Приведу Вам пример выполнения одного из заданий практической работы в пятом классе «ЗОЖ и профилактика вредных привычек». Задание: Приведите пример знакомого Вам человека, который бросил курить. Постарайтесь выяснить, почему он это сделал, и каких усилий ему это стоило.
Ответ: У меня есть родственник дядя Саша. Он курил. Однажды узнал, что курение вызывает почернение печени и тогда он решил бросить. Дядя Саша думал, что это очень просто, но оказалось, что нет. Он сначала стал курить электронные сигареты примерно месяц. Потом стал есть конфеты вместо того чтобы курить и так постепенно, где то через год, он перестал курить. Он говорил: «Бросить курить это так трудно, как поднять дом одному человеку. Но я это сделал». Эти две фразы он сказал специально для меня, чтобы я их написала.
Предлагаю учащимся подготовить сообщения, доклады, реже презентации. В тетрадях по ОБЖ мы строим таблицы, схемы, выполняем рисунки. Дополнительная литература, материал учебника, способствуют формированию у учащихся навыков, приемов самостоятельной работы и самоконтроля, развитию у них мышления, творческого отношения к учебе, реализации у них деятельностного подхода к изучению предлагаемого содержания.
- Метод проектов
Учащиеся пятых шестых классов смело, в отличие от меня, любую практическую или творческую работу называют проектом. Всё же небольшой опыт такой работы у меня есть. Во время моей работы в Галицкой школе дети выполнили проект о вреде курения и у нас проект «Здоровье детям». Проект имел практическую направленность. Школьники учили воспитанников детского сада и учеников начальных классов правильно вести себя в опасных ситуациях.
- Массовые формы внеурочной работы.
Проведение разовых, эпизодических мероприятий, к участию в которых привлекаются учащихся разных возрастных групп. Примером могут служить проведение «Дня здоровья», «Дня защиты детей», игры «Зарница», классные часы, конкурсы.
Технология витагенного образования, перечисленные методы и приёмы способствуют формированию личности безопасного типа.