Роль изобразительной деятельности в экологическом воспитании дошкольников - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 120
  • Скачиваний: 9

Статья «Роль  изобразительной деятельности

в экологическом воспитании дошкольников»

 

Чамова Татьяна Алексеевна, воспитатель

ГККП Ясли/сада №18 «Балдырған»

Западно-Казахстанская область,  город Уральск

 

         «Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».

В.А. Сухомлинский

 

Дошкольный возраст – это период, когда актуальными являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения детей с объектами природы. Изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам.

Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников.

Работая по теме творческого поиска «Экологическое воспитание дошкольников  средствами изобразительной деятельности», я пришла к выводу, что манипуляции с самим природным материалом дают детям проявить свою инициативу: они выкладывают рисунок из камешков, соломинок, ягод рябины, делают поделки из шишек, репья, сучьев и опавших листьев, составляют осенние букеты, рисуют на песке, лепят из снега. У детей накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она меняется, если приложить к ней труд.

Научить или заставить любить невозможно, но если помогать ребенку увидеть необычное в обычном, обратить его внимание на красоту ажурной паутинки, блестящую спинку жука, вместе любоваться  закатом или удивляться  отражению облаков в луже, у ребенка появиться  желание перенести свои наблюдения на лист бумаги.

Следует отметить, что после занятий по экологии дети совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы. Палитра их рисунков становится богаче, а сам рисунок детальнее. Дети могут выразить свои чувства, впечатления с помощью самых разных техник рисования.

     Считаю, что направления работы по экологическому воспитанию посредством изобразительной деятельности должны быть следующими:

-закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки;

-иллюстрирование детьми книг по экологии (сказок, рассказов) — как изданных, так и собственных;

-оказание помощи в изготовлении наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам;

-совместное проведение занятий с экологом;

-участие в создании картинной галереи, выставочных уголков в группах;

-подбор художественных произведений по экологии;

-участие в диагностике, в частности, по детским рисункам;

-использование элементов фольклора в целях экологического образования (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).

Для полноценного процесса экологического воспитания моя группа оформлена  растительными композициями (флористика), имеются альбомы с подборкой иллюстраций по сезонам; альбомы, выполненные совместно с детьми «Как прекрасен этот мир», «Добрые картинки»; папки с детскими работами о природе; коллекция поделок из глины, дерева, керамики разнообразных природных материалов и др.

В связи с этим я обобщила и систематизировала свою педагогическую деятельность по формированию экологической культуры у дошкольников средствами изобразительной деятельности, а именно:

 1.Разработала серию игровых интегрированных занятий по экологии с применением нетрадиционных техник изодеятельности.

 2.Разработала картотеку художественных произведений о природе.

 3.Разработала консультации для родителей о роли сотрудничества с ребёнком, о совместном творчестве, беседах о природе с детьми.

 4.Повысила свой профессиональный уровень через посещение, семинаров, методических объединений, курсов, отслеживание печатной информации и Интернет - сайтов.

Работая над данной проблемой стало ясно, что рисование - это ещё и огромный источник радости. Создавая свою картину, ребенок постигает не только окружающий мир, но, что очень важно, постигает самого себя - а это первый шаг к самовоспитанию.

 Исходя из этого, я считаю, что использование художественно-эстетических средств в экологическом воспитании помогает формировать у дошкольников неравнодушное, бережное отношение к природе, приобрести эмоционально-окрашенные, личностно-значимые знания об окружающем мире, т.е. способствуют становлению экологического сознания и формирования экологической культуры.

    Работая по теме  «Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности»  я пришли к выводу, что формирование основ экологической культуры дошкольников средствами изобразительного искусства на сегодняшний день является одним из основных путей познания, наиболее полно соответствующим природе ребенка и современным задачам обучения.  

   Анализ работы по теме творческого поиска  по проблеме эстетического воспитания дошкольников средствами природы позволяет сделать  вывод, что в процессе творческой созидательной деятельности у детей:

-вырабатывается художественный вкус, развиваются эстетические чувства, понимание художественного языка;

 -личность становится духовно богатой, гармонично развитой, творческой личностью.

-дети второй младшей группы  научились следить за действием воспитателя, и воспроизводить их;  действия целенаправленны; сформировано умение сосредотачиваться на их выполнении; все задания дети выполняют индивидуально (1 уровень – 23%, второй уровень – 36%, третий уровень – 41%).

-у детей средней группы развита наблюдательность, стремление к познанию мира, у детей проявляется  эмоциональное отношение к описываемым событиям, природе, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. (1 уровень – 24%, второй уровень – 31%, третий уровень – 45%).

-у детей старшей группы наблюдается проявление самостоятельности в исследовательской  деятельности, сформировано эмоционально-оценочное отношение  к окружающей действительности,  развиваются творческие способности, и одновременно с этим их эстетические и гуманные чувства, они способны подчинить свою деятельность поставленной цели и правильно оценить полученные результаты  (1 уровень – 14%, второй уровень – 39%, третий уровень – 47%).

   Таким образом, используя в различных видах деятельности нетрадиционную технику рисования, художественное слово, игровые приёмы и методы, я смогла достичь высоких результатов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей, а так же способствовала формированию устойчивой мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: