Из опыта работы с детьми ОВЗ - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 166
  • Скачиваний: 18

Статья «Из опыта работы с детьми ОВЗ»

В начале 21 века в России  наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - лица моложе 18 лет, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность. 

Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой  и комплексными нарушениями развития. 

 С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год.

Поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Мной, как педагогом использоваться следующие методические приемы:

- Поэтапное разъяснение заданий;

- Последовательное выполнение заданий;

- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

- Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;

- Близость к учащимся во время объяснения задания.

- Перемена видов деятельности:

- Чередование занятий и физминуток;

- Предоставление дополнительного времени для завершения задания;

- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

- Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;

- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:

  • Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
  • Разрешение переделать задание, с которым он не справился;
  • Оценка переделанных работ;

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.

Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности

В  процессе  школьного  обучения  выявляются  трудности,  возникающие  за  счет  плохой  фиксации  детей  на  предлагаемом  задании.  В  письме  это  пропуски,  перестановки,  при  устном  счете  -  плохое  и  фрагментарное  выполнение  задания. В  коррекционно-воспитательной  работе  с  этими  детьми  в  первую  очередь  используются  педагогические  приемы,  направленные  на  организацию  и  упорядочение  учебной  деятельности.  Крайне  важно  выработать  у  ребенка  заинтересованность  и  положительное  отношение  к  учебной  деятельности,  заданию,  предлагаемому  учителем.  Для  этого,  особенно  впервые  годы  обучения,  широко  используются  дидактический  материал  и  игровая  деятельность.  Важным  примером  правильной  организации  учебной  деятельности  ребенка  является  совместная  деятельность  с  учителем  при  выполнении  задания.  В  процессе  работы  с  этими  детьми  целесообразно  использовать  словесную  инструкцию  в  поэтапном  виде  и  речь  (сначала  учителя,  а  затем  ребенка)  как  фактор,  организующий  учебную  деятельность.

  Детям  следует  постоянно  помогать  включаться  в  коллектив,  в  общую  работу,  давать  задания,  с  которыми  они  наверняка  могут  справиться,  стимулировать  учебную  деятельность,  поощряя  даже  самые  незначительные  успехи.

Трудности  обучения  русскому  языку  у  учащихся с ОВЗ проявляются  прежде  всего  там,  где  требуется  аналитико-синтетическая  деятельность.  Они  медленнее  овладевают   звукобуквенным  анализом,  навыками  грамотного  письма.  Учащиеся  могут  заучить  правила  правописания,  но  применяют  их  на  практике  механически.  Формирование  связной  устной  и  письменной  речи  у  этих  школьников  затруднено.  Их  отличает  неумение  построить  фразу.  Восприятие  содержания  носит  у  них  фрагментарный  характер.  Это  приводит  к  тому,  что  ученики  даже  в  общих  чертах  не  усваивают  смысла  прочитанного.

 С  этой  целью  используются  методы  и  приемы  обучения  в  различных  модификациях.  Большое  внимание  я уделяю  продумыванию  того,  какого  характера  и  какого  объема  необходима  помощь  на  разных  этапах  усвоения  учебного  материала. 

Прочные  знания  -  это  знания  осознанные.   Чем  глубже  ученик  понимает  и  осмысливает  учебный  материал,  чем  больше  активности  и  самостоятельности  он  проявляет  при  его  изучении,  тем  более  прочные  знания  и  навыки  он  приобретет.

Прочность  знаний,  умений  и  навыков  достигается  специальной  педагогической  работой, направленной  на  углубление  и  закрепление  знаний  и  выработку  навыков.  Таким  средством  является  повторение.  Повторению  в коррекционном обучении  принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое  количество  учебного  времени  отводится на  этот процесс. Повторение  -  это  основа  всей  учебно-воспитательной  работы  с детьми с ОВЗ. 

Повторение  необходимо  проводить  непрерывно  в  течение  всего  учебного  года,  включая  его  в  процесс  изучения  нового  учебного  материала  и   добиваясь  осмысления  между  пройденным  и  новым.

Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Коррекционно–развивающие методы в работе учителя с детьми с ОВЗ

Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.

В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:

  1. 1.      индивидуальный подход;
  2. 2.      предотвращение наступления утомляемости;
  3. 3.      активизация познавательной деятельности;
  4. 4.      проведение подготовительных занятий;
  5. 5.      обогащение знаниями об окружающем мире;
  6. 6.      коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
  7. 7.      проявление педагогического такта.

Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:

  • выявить интересы,  склонности,  способности, обучающихся к различным видам деятельности;
  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка;
  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • расширить рамки общения с социумом;
  • создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
  • создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
  • выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;
  • осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
  • любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпение, умение прощать;
  • ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
  • умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка.

 Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога,  психолога,  логопеда  в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: